Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Варро Светлана Олеговна

Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем, его успеваемость значительно снизится.    Как же правильно развивать у детей графические навыки и умения?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

Для начала разберемся с самим понятием графомоторика. Это не только развитие всем привычной  моторикик рук. В задачи графомоторики входит:

- Правильное удержание ручки и карандаша. Карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони.  Пальцы от стержня держать на расстоянии 1-1,5 см.

- Точность в обведении линий.

- Ритмичность движений.

-Правильный нажим ручки, или карандаша при письме.

- Зрительное восприятие заданного материала.

- Внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия.

- Двигательные навыки.

Это важно! Не стоит путать рисование с графомоторикой. Эти понятия не тесно взаимосвязаны между собой. Рисование предполагает полет мысли, ребенок на листе бумаги может изображать то, что ему хочется. С графомоторикой дела обстоят иначе. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы…).

Педагоги часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Как же помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.
  2. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
  3. Графический рисунок.  Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Лучше это делать в специальных тетрадях.
  4. Графические символы. Для этого необходимы знания элементарных геометрических фигур.

Если формирование графомоторных навыков начинается у детей с рождения, то, как правило,  они успешно учатся в школе. Основные предметы (письмо, математика, счет, чтение) не вызывают у них особых сложностей.

Стадии развития графических навыков детей.

Как правильно развить графические навыки у детей? Конечно, ребенку сразу не стоит предлагать ручку и карандаши для того, чтобы он обводил линии и рисовал отрезки. В формировании графомоторных навыков для детей может помочь координация и моторика.

Вот какими умениями должен обладать ребенок с 1 до 2 лет:

- Уметь держать несколько предметов в одной руке. Этот навык развивается, если предлагать крохе погремушки.

- Держать карандаш (даже неправильно, просто в сжатом кулачке), уметь «черкать» им.

- Хорошо переворачивать страницы в книге (по одной).

- Из больших кубиков или элементов конструктора строить высокую башню.

- Правильно складывать крупную пирамидку.

 Умения и навыки ребенка от 2 до 3 лет.

- Ребенок может самостоятельно выдвинуть ящик, достать его содержимое.

- Складывает бумагу, делает простейшие оригами (самолетик, фонарик, елочку).

- Занимается лепкой из пластилина.

- Правильно держит карандаш.

- Нанизывает крупные бусы.

- Может свободно рисовать мелками, красками.

- Умеет завязывать узелки.

- Заправляет постель.

- Старается штриховать и  обводить фигуры.

Умения для детей от  4 до 6 лет.

- Ребенок самостоятельно застегивает молнию на куртке.

- Может завязывать шнурки.

- Мастерит поделки.

- Хорошо разукрашивает.

- Может обводить рисунок на бумаге.

В 6-7 лет дети идут в школу. Графомоторные навыки к этому периоду должны быть хорошо развиты. К сожалению, школьная программа не предполагает часов для тренировки и усовершенствования этих умений. Именно поэтому родителям нужно больше самостоятельно заниматься с детьми.

Как графомоторные навыки помогают в развитии ребенка?

Графомоторные навыки помогают развить кисть, подготовить руку к письму, развивают мышление, учат видеть формы предметов, распознавать их границы

Графические упражнения для развития мелкой моторики.

Какими должны быть задания для детей, чтобы развить графомоторику?

Предлагаем Вам следующие варианты:

  1. Пальчиковая гимнастика. Во время занятий можно  проговаривать стишки, сочинять сказки, героями которых становятся пальчики.
  2. Различные шнуровки. Если нет специальных аксессуаров (дощечка со шнурком), подойдут обычные толстые нитки.
  3. Массаж ладоней при помощи шипованных мячиков.
  4. Пальчиковые краски.
  5. Перебирание круп разной величины и диаметра.
  6. Работа с ножницами (аппликации, вырезания).
  7. Различные игры-развивалки (пазлы, конструктор, кубики, лабиринты, лего).
  8. Работа с пластилином.
  9. Занятия в прописях.

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы.

Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у детей графические навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"...

Консультация для педагогов "Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»

Разовые штампы и штампы длительного использования: способы изготовления, методика работы как одной из форм деятельности педагога по подготовке руки дошкольника к письму.....

Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться зад...

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников....

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

     Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо разв...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...