обучение детей составлению творческих рассказов по картине методамиТРИЗ
консультация (младшая группа)

составление творческих рассказов -методами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Старались поддерживать это стремление и развивать навыки их связной речи. Большим подспорьем для нас в этой работе стали картины. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:

  • Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?
  • Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?
  • Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Мы в работе использовали технологию и методы ТРИЗа, рассчитанные на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: "Текст реалистического характера".

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

  • рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;
  • описание картины как раскрытие темы;
  • развернутое описание конкретного объекта;
  • словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.;
  • создание рифмованных текстов по содержанию картины.

2-ой тип: "Текст фантастического характера".

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

  • рассказ как фантастическое преобразование содержания;
  • фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;
  • рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;
  • сказки по мотивам содержания картины;
  • рифмованные тексты фантастического плана.

Оба типа рассказов относятся к творческой речевой деятельности разного уровня. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

1 этап: "Определение состава картины".

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовали прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта использовали приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям использовали прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производили схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого использовали доску или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Советы -

  • Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
  • Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
  • Последовательность называния объектов может быть любая.
  • Обязательным условием является обозначение "земля-небо", "пол - потолок". Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: "Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе.
  • По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
  • Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины:

  1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
  2. Моделирование объектов.
  3. Группировка по заданному признаку.
  4. Обобщение перечисленных объектов.
  5. Рефлексия.

2 этап: "Установление взаимосвязей между объектами

на картине".

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагали следующие творческие задания:

  • пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Например: игры с картиной "Кошка с котятами". Педагог вместе с детьми играет с волшебником "Объединяй" и они "объясняют" ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике".
  • "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Например "Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть".
  • "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". Например "Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть".
  • "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. Например: "Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают". Или "На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь".

Советы -

  • Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).
  • Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.
  • Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми "Мозговой штурм".
  • Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).
  • После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения.
  • Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

  1. Выделение двух объектов на картине.
  2. Обоснование связей между ними.
  3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...