Зимние прогулки с малышом
консультация

Муратова Ирина Александровна

Практические советы и рекомендации для родителей по организации прогулок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_progulki_s_malyshom.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Зимние прогулки с малышом

(Консультация для родителей детей раннего возраста)

Человек - это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Взрослым необходимо организовывать с детьми прогулки — походы с целью глубокого познания окружающего мира. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Зима – особенное прогулочное время для детей и их родителей: мамы постоянно думают о том, как бы ребенок не простудился, а дети только и мечтают о веселых зимних прогулках с лепкой снеговиков и катанием на санях. Часто прогулки с дошкольниками веселят не только саму ребятню, но и их родителей. К большой радости, уличных зимних игр и развлечений существует предостаточно, стоит лишь проявить фантазию.

На детской площадке

• Зачерпните лопаткой снег, покажите его ребенку. Пусть сам, уточняя для себя, накапливая словарный запас, рассказывает, какой снег: белый, холодный, пушистый. А вы помогаете: легкий, воздушный, искрится на солнце. А какой лед? Что холоднее: мяч или лед? Что тяжелее: ведерко снега или льда? В следующий раз можно продолжить наблюдения. Подбросьте лопаткой снег и полюбуйтесь серебристым легким облачком, послушайте, как он скрипит под ногами. Чистый, воздушный снег…

• А чистый ли? Не верим – проверим. В конце прогулки наберите в ведерко снег, пусть малыш принесет его домой и понаблюдает, что получится. Чистая или грязная вода?

• Вышли с ребенком на прогулку и наблюдаем: медленно кружатся снежинки и садятся повсюду. Куда? (Отличный повод проверить, знает ли малыш названия построек вокруг.) Скажите ребенку: «Посмотри, какая красивая снежинка опустилась на твою шубку. На что похожа? Подуй, пусть летит. Найди на моем рукаве самую большую звездочкуснежинку. Теперь на своем рукаве отыщи самую маленькую. Снежинка села на мою ладонь и… Куда исчезла? Пропала?» После такой подготовки ребенку будет понятен текст стихотворения З. Рождественской:

Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

• Идет густой мохнатый снег. Сквозь его пелену интересно наблюдать, как все стремительно изменяется вокруг: под снегом исчезают кусты, на скамейке, крыше сарая вырастают огромные шапки. «Это снегопад!» - поясняет взрослый. Дети понимают, о чем речь.

• Можно поиграть в игру «Снег кружится» по стихам А. Барто:

Снег, снег кружится. Белая вся улица.

Собралися мы в кружок. Завертелись, как снежок.

• В пасмурную погоду обратите внимание на тучи. Они медленно плывут, огромные, черные. Ветер завывает, гонит вдоль дороги снег. Как он поет? (Различные звукоподражания укрепляют голосовой аппарат малыша – это полезное занятие.)

• Обратите внимание на одежду и обувь прохожих, называйте: шуба, куртка, пальто, комбинезон, ботинки, сапоги. Спросите: какого цвета шарфы? А шубы? Тетя в коричневой шубе похожа на медведицу, а девочка в белой? Рыжей? А почему мальчик бежит, торопится, подпрыгивает? Почему солнышка не видно? Можно прочитать стихотворение «Зимняя песенка» М.Эльчина:

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей,

Приласкай и обогрей!

• Теперь уже ребенок сам посмотрит на небо, продекламирует две последние строчки.

• Можно завести с ребенком такой разговор: «Вчера небо было хмурое, а сегодня какое? Вчера плыли черные тучи, а сегодня стоят легкие белые облачка. А солнышко? Улыбается, радуется встрече с нами. Какая красота вокруг! Снег блестит. Кругом все белым-бело. Значит, зима какого цвета? Конечно, белого!

• Нет любимей игры зимой, чем катание на санях! Ребенок может кататься на санях с горки, возить на санках свои любимые игрушки, ну и, конечно, просить быстро покатать его.

• Используйте лопатки, ведерки для того, чтобы построить крепости, замки из снега, прорыть тайные ходы.

• Не игнорируйте и такое веселое занятие, как игра в снежки. Только предварительно поговорите с малышом о правилах безопасности. Можно устроить целое соревнование: кто дальше кинет, кто попадет в цель.

• Ну конечно же, как зимой без снеговика! Надоело лепить обычного снеговика? Тогда слепите сказочного героя, которого знает ваш ребенок.

Раз – рука, два – рука – Лепим мы снеговика!

Три – четыре, три – четыре - Нарисуем рот пошире!

Пять – найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо. Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь. Мы сплясать его попросим.

Девять – десять – снеговик. Через голову – кувырк!!!

Ну и цирк! (В. Степанов)

• Растворите в воде цветную акварель, залейте получившуюся краску в пластиковую бутылку, проделав в крышке дырочку, и отправляйтесь создавать рисунки на снегу.

• Творите вместе с малышом, используя при этом любые подручные материалы: цветные ледяные фигурки, шишки, ветки, нитки, пуговицы, камешки, стаканчики из-под йогурта, крышечки и т.д. Все зависит от вашей фантазии и фантазии вашего малыша.



На улице

• В хмурую пасмурную погоду идите с ребенком в поход вдоль улицы. Рассмотрите машины, проезжающие мимо, назовите их. Обратите внимание на снегоуборочную машину. Спросите малыша: кто управляет этой машиной? Кому она помогает? Зачем ее придумали люди?

• Выходит дворник, у него широкая лопата. Для чего? Как он ей работает?

• Можно остановится у стройки, понаблюдать, какие машины подходят, что привозят.

• Можно сходить к магазину. Около него часто останавливаются крытые грузовики – фургоны. Что в них привозят? Почему продукты не возят в грузовиках, как кирпичи?

В парке

• В выходной хорошо сходить в парк. Дома заранее смастерите кормушки для птиц, используя пакеты из-под молока или сока. Для этого нужно вырезать в картонной упаковке окошко и привязать веревочку. Готовые кормушки развесьте на деревьях. Решите, какие гостинцы возьмете для птиц, для зайцев и белочек. Спросите, а что же взять для медведя. Пусть ребенок вспомнит, что мишка спит в берлоге, ему гостинец не нужен.

• Пришли в парк. Тихо. Но вот послышался стук: дятел принялся за работу. Сорока пролетела. Воробьи зачирикали в кустах. Расскажите, как холодно и голодно маленьким птичкам зимой. Нет ни травы, ни мошек, ни червячков. Птицы прилетают поближе к человеку, ждут от него помощи. Разложите угощение и понаблюдайте за птицами. Ребенок сам учится находить ответы на поставленные вопросы: «Что любят птицы? Они клюют или жуют корм? Чем клюют? Какие птицы прилетели? кто первый, самый храбрый?»

• Также можно выяснять разные интересные вещи: сколько лап, крыльев, клювов у птиц; кто как двигается (воробей прыгает, скачет; ворона важно расхаживает, изредка подскакивает; голуби ходят, кивая головами и т.д.), кто гулит, кто чирикает или каркает; есть ли зубы у птиц. Малыш решает, что теперь будет каждое утро выносить корм для птиц, следить, чтобы крошки со стола, остатки хлеба, каши взрослые после завтрака собирали в отдельный пакет. Изучайте на снегу следы птиц. Загадайте загадки:

На суку сидит, Громким голосом кричит: кар! (ворона)

Чик-чирик! На дорожку прыг. Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

• Малыш огорчен: зверей не видно. Объясните ему: некогда зверям, каждый бегает, ищет, чтобы раздобыть на обед. Всю землю снег покрыл, ни травинки, ни корешка. Да еще и мороз трескучий стоит. Хорошо, что шуба каждого спасает. Вместе уточните, какая шуба у волка, медведя, лисы. А вот зайчик меняет шубку серую на белую. Почему? Пусть ребенок сам найдет правильный ответ. Оставьте на пеньке угощение для зайки.

• У высокого дерева с дуплом остановитесь, насыпьте орешки. Если зверек в дупле, он скоро появится. Наблюдайте за поведением белки (быстрая, ловкая, храбрая). Обратите внимание на пушистый хвост, острые зубы. Обогащайте словарный запас: прыгает, бегает, скачет, грызет. Спросите: «А где живут лиса, медведь, мы с тобой?»

• По дороге домой обсудите, у кого самые длинные уши, самый пушистый хвост. Вспомните сказки о лисе, зайце, медведе.

• Когда на улице лежит снег и ярко светит солнышко, берите фотоаппарат и делайте красивые снимки зимнего пейзажа. Пусть маленький фотограф сам выбирает, что снимать. Распечатав особо удачные снимки, можно украсить стены вашей квартиры.

• Как видите, зимой много интересных занятий, которые доставят радость вам и вашим детям, все зависит от желания и настроения. Вы наверняка сможете добавить свои оригинальные идеи зимней прогулки, учитывая предпочтения своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА С МАЛЫШОМ

Рекомендации родителям....

"Зимние прогулки с малышом"

Малыши должны много гулять — эта рекомендация педиатров общеизвестна. Свежий воздух действует на ребенка успокаивающе, повышает общие защитные силы организма, улучшает обменные процессы. Под дей...

"Зимняя прогулка с малышами" Консультация для воспитателей

«Зимняя прогулка с малышами» (консультация для воспитателей МДОУ) Двигательная активность - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всест...

Консультация для родителей."Зимняя прогулка с малышом."

       Консультация для родителей «Зимняя прогулка с малышом».         Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физиче...

Консультация для родителей «Зимняя прогулка с малышом».

Консультация для родителей «Зимняя прогулка с малышом».       ...

Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной.

Прогулка с маленьким ребенком зимним днем − это всегда опа­сения, как бы не замерз. Если 4−5-летний ребенок не занят инте­ресной игрой, не бегает, не катается, а чинно прогуливается с вами за руч­ку и...