Мастер – класс «Развитие речи через театрализованную деятельность».
план-конспект занятия (младшая группа)

Коршунова Любовь Анатольевна

Мастер – класс «Развитие речи через театрализованную деятельность».

Цель: повышение компетентности педагогов в организации театрализованной деятельности, как средства развития речи дошкольников.

 

Свое выступление, уважаемые коллеги, хочу начать с вопроса «Какой вид деятельности является основным у детей дошкольного возраста?» Основной вид деятельности дошкольников – игра. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо".

В театрализованная деятельности наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.  Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. А предлагая разные образы и роли, мы стимулируем ребёнка на подражание тому, что он видит и что его заинтересовало. Сюжетами таких игр служат хорошо известные сказки или истории, сочинённые самими детьми.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, способствует расширению словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, звуковую культуру речи ребёнка, её интонационный и грамматического строй, способствует развитию монологической и диалогической речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса.

 

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами работы по театрализованной деятельности, которые я использую на практике и которые способствуют развитию речи детей. Мы рассмотрим данные приёмы на примере придумывания сказки с игрушками-марионетками. Хочу обратить внимание, что эти игрушки – авторская разработка нашего коллектива. Идею мы позаимствовали у голландского педагога Ханса де Вриеса, который изобрёл технологию «Живые тряпочки».

 Если дети знакомятся впервые с этими куклами, конечно необходимо рассказать об истории происхождения игрушек и показать, как куклами управлять, а если ребята уже встречались с марионетками, то героев, которые будут задействованы в вашей сказке, по традиции можно поместить в красивую коробочку или мешочек и загадать загадки.

- Попробуйте угадать, с кем мы сегодня отправимся в увлекательное сказочное путешествие.

 

 Загадки:

1. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже — тем дождик ближе.

2. Что выше леса, Краше света,

Без огня горит?

3. Из нарядной, яркой чашки угощаются букашки.

4. На гору бегом, с горы кувырком.

5. На цветке сидит цветок, пьёт цветочный сок.

(Игрушки раздаются по мере отгадывания загадок. Обратить внимание на то, как можно двигать куклами).

Комментарии: загадки вполне справедливо можно назвать кладезем народной мудрости. Они помогают развивать у ребенка не только образное мышление и расширяют знания об окружающем мире, но и в ненавязчивой форме заставляют думать, анализировать, самостоятельно описывать заданный предмет, выражать своё мнение, а значит, способствуют пополнению словарного запаса и активному развитию речи детей.

 

- У нас улеглись первые эмоции после знакомства с игрушками, пожалуйста положите их на колени.

(Артикуляционная гимнастика). – Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми?  Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики. Комментарии: Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, снижению напряжённости органов речевого аппарата и постановке правильного произношения звуков.

- Давайте вместе с моими воспитанниками немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат. (ролик).

 

 (Речевые упражнения).  - А сейчас, возьмите игрушки-марионетки в руки, мы проведём речевое упражнение «Назови свою игрушку, опиши какая она и что она может делать?» с целью уточнения признаков предмета и обогащения речи прилагательными, а также активизации глагольного словаря.

         - Пожалуйста расскажи о солнышке, оно какое? Что оно может делать? (далее, описываются свойства и действия каждой игрушки)

         Одной из задач театрализованной деятельности является развитие диалогической речи. Поэтому в данном случае можно провести упражнение на придумывание диалогов героев. (например, диалог бабочки и зайчонка или солнышка и облачка.

- Давайте нашим куклам дадим набраться сил перед выступлением и положим их на колени.

 

- Вы знаете, уважаемые коллеги, что театрализованные игры делятся на две основные группы: драматизация – где ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности.    И режиссёрские – где ребенок не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией и мимикой. Театр марионеток как раз относится к режиссёрской группе, и в нём активно задействованы, кроме речи, руки и наша координация. А значит нам просто необходимо включить в работу упражнения, развивающие речь и моторику.  Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика — современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно. 

 

Упражнение «Стоит на небе домик, в нём солнышко живёт».

Стоит на небе домик, в нём солнышко живёт, (руки над головой, пальцы соединены в форму «крыша домика»)

Чай из самовара на крылечке пьёт. (изображаем как пьём чай из чашки)

А солнышко похоже лицом на человечка, (улыбаемся и слегка постукиваем указательными пальцами по щекам)

И бродит у крылечка облачко – овечка. (качаем вправо-влево широко расставленные пальцы рук над головой, перетирая ими)

Вдруг угрюма, тяжела туча на небо вползла, (руки внизу, пальцы расставлены, медленно поднимаем вверх)

Туча к солнышку ползла, гром и молнию несла! (руки сжаты в кулаки, стучим в «невидимую дверь»)

Загремела у ворот: (стучим кулаками по коленям)

«Кто там в домике живёт?!», (топаем ногами)

Солнышко не испугалось, вышло и заулыбалось: (наклоны вправо и влево «полочкой»).

«Пожалуйте, гости, только чур без злости!» (протягиваем руки вперёд, слегка наклоняясь)

Тут случился странный случай гром умолк не стало тучи и на синие луга: (повороты и поднятие плеч, как если бы мы удивлялись)

Вышла радуга! Вышла радуга! (руки в стороны, пальцы расставлены, рисуем радугу).

Комментарии: Движения пальцев и кистей рук способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, снимают напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость тела, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания.

Одной из целей логопедической ритмики является развитие фонематического слуха, отвечающего за правильное понимание и распознавание звуков, и, если ребёнок неверно понимает или плохо отличает различные звуки, соответственно, сам овладеть речью, как это должно происходить, он не может.  

 

Дыхательная гимнастика - следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности –.

- Возьмите красивых бабочек, лежащих перед вами. Поиграем в игру «Чья бабочка улетит дальше?». Будем на бабочек дуть. Вдох через нос, выдох через рот, губы слегка вперёд, не надувая щёки, не поднимая плечи, на одном выдохе.

Комментарии. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом

 

(Интонационная выразительность). - К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.

- Давайте по очереди попробуем произнести слово «Солнышко» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.

Комментарии: развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.

 

(Речевое творчество) Ещё одной из важных задач театрализованной деятельности является речевое творчество.  Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

- Сейчас с помощью пиктограмм мы попробуем сочинить сказку. Каждый, про своего героя, вплетая свою историю в общую линию. Попробуем. (составление сказки по пиктограммам).

Комментарии: сочинение сказок – упражнение для развития связной речи, умение построения текста. Процесс сочинения дошкольниками сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи, где мы используем всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной.

 

- А теперь возьмите кукол – марионеток и станьте настоящими артистами, для того, чтобы показать зрителям спектакль, который мы сочинили сами. (показ спектакля)

 

- Мой мастер-класс подошёл к концу. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_teatr.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Развитие речи через театрализованную деятельность».

Цель: повышение компетентности педагогов в организации театрализованной деятельности, как средства развития речи дошкольников.

 

Свое выступление, уважаемые коллеги, хочу начать с вопроса «Какой вид деятельности является основным у детей дошкольного возраста?» Основной вид деятельности дошкольников – игра. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо".

В театрализованная деятельности наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.  Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. А предлагая разные образы и роли, мы стимулируем ребёнка на подражание тому, что он видит и что его заинтересовало. Сюжетами таких игр служат хорошо известные сказки или истории, сочинённые самими детьми.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, способствует расширению словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, звуковую культуру речи ребёнка, её интонационный и грамматического строй, способствует развитию монологической и диалогической речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса.

 

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами работы по театрализованной деятельности, которые я использую на практике и которые способствуют развитию речи детей. Мы рассмотрим данные приёмы на примере придумывания сказки с игрушками-марионетками. Хочу обратить внимание, что эти игрушки – авторская разработка нашего коллектива. Идею мы позаимствовали у голландского педагога Ханса де Вриеса, который изобрёл технологию «Живые тряпочки».

 Если дети знакомятся впервые с этими куклами, конечно необходимо рассказать об истории происхождения игрушек и показать, как куклами управлять, а если ребята уже встречались с марионетками, то героев, которые будут задействованы в вашей сказке, по традиции можно поместить в красивую коробочку или мешочек и загадать загадки.

- Попробуйте угадать, с кем мы сегодня отправимся в увлекательное сказочное путешествие.

 

 Загадки:

1. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже — тем дождик ближе.

2. Что выше леса, Краше света,

Без огня горит?

3. Из нарядной, яркой чашки угощаются букашки.

4. На гору бегом, с горы кувырком.

5. На цветке сидит цветок, пьёт цветочный сок.

(Игрушки раздаются по мере отгадывания загадок. Обратить внимание на то, как можно двигать куклами).

Комментарии: загадки вполне справедливо можно назвать кладезем народной мудрости. Они помогают развивать у ребенка не только образное мышление и расширяют знания об окружающем мире, но и в ненавязчивой форме заставляют думать, анализировать, самостоятельно описывать заданный предмет, выражать своё мнение, а значит, способствуют пополнению словарного запаса и активному развитию речи детей.

 

- У нас улеглись первые эмоции после знакомства с игрушками, пожалуйста положите их на колени.

(Артикуляционная гимнастика). – Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми?  Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики. Комментарии: Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, снижению напряжённости органов речевого аппарата и постановке правильного произношения звуков.

- Давайте вместе с моими воспитанниками немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат. (ролик).

 

 (Речевые упражнения).  - А сейчас, возьмите игрушки-марионетки в руки, мы проведём речевое упражнение «Назови свою игрушку, опиши какая она и что она может делать?» с целью уточнения признаков предмета и обогащения речи прилагательными, а также активизации глагольного словаря.

         - Пожалуйста расскажи о солнышке, оно какое? Что оно может делать? (далее, описываются свойства и действия каждой игрушки)

         Одной из задач театрализованной деятельности является развитие диалогической речи. Поэтому в данном случае можно провести упражнение на придумывание диалогов героев. (например, диалог бабочки и зайчонка или солнышка и облачка.

- Давайте нашим куклам дадим набраться сил перед выступлением и положим их на колени.

 

- Вы знаете, уважаемые коллеги, что театрализованные игры делятся на две основные группы: драматизация – где ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности.    И режиссёрские – где ребенок не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией и мимикой. Театр марионеток как раз относится к режиссёрской группе, и в нём активно задействованы, кроме речи, руки и наша координация. А значит нам просто необходимо включить в работу упражнения, развивающие речь и моторику.  Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика — современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно. 

 

Упражнение «Стоит на небе домик, в нём солнышко живёт».

Стоит на небе домик, в нём солнышко живёт, (руки над головой, пальцы соединены в форму «крыша домика»)

Чай из самовара на крылечке пьёт. (изображаем как пьём чай из чашки)

А солнышко похоже лицом на человечка, (улыбаемся и слегка постукиваем указательными пальцами по щекам)

И бродит у крылечка облачко – овечка. (качаем вправо-влево широко расставленные пальцы рук над головой, перетирая ими)

Вдруг угрюма, тяжела туча на небо вползла, (руки внизу, пальцы расставлены, медленно поднимаем вверх)

Туча к солнышку ползла, гром и молнию несла! (руки сжаты в кулаки, стучим в «невидимую дверь»)

Загремела у ворот: (стучим кулаками по коленям)

«Кто там в домике живёт?!», (топаем ногами)

Солнышко не испугалось, вышло и заулыбалось: (наклоны вправо и влево «полочкой»).

«Пожалуйте, гости, только чур без злости!» (протягиваем руки вперёд, слегка наклоняясь)

Тут случился странный случай гром умолк не стало тучи и на синие луга: (повороты и поднятие плеч, как если бы мы удивлялись)

Вышла радуга! Вышла радуга! (руки в стороны, пальцы расставлены, рисуем радугу).

Комментарии: Движения пальцев и кистей рук способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, снимают напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость тела, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания.

Одной из целей логопедической ритмики является развитие фонематического слуха, отвечающего за правильное понимание и распознавание звуков, и, если ребёнок неверно понимает или плохо отличает различные звуки, соответственно, сам овладеть речью, как это должно происходить, он не может.  

 

Дыхательная гимнастика - следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности –.

- Возьмите красивых бабочек, лежащих перед вами. Поиграем в игру «Чья бабочка улетит дальше?». Будем на бабочек дуть. Вдох через нос, выдох через рот, губы слегка вперёд, не надувая щёки, не поднимая плечи, на одном выдохе.

Комментарии. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом

 

(Интонационная выразительность). - К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.

- Давайте по очереди попробуем произнести слово «Солнышко» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.

Комментарии: развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.

 

(Речевое творчество) Ещё одной из важных задач театрализованной деятельности является речевое творчество.  Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

- Сейчас с помощью пиктограмм мы попробуем сочинить сказку. Каждый, про своего героя, вплетая свою историю в общую линию. Попробуем. (составление сказки по пиктограммам).

Комментарии: сочинение сказок – упражнение для развития связной речи, умение построения текста. Процесс сочинения дошкольниками сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи, где мы используем всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной.

 

- А теперь возьмите кукол – марионеток и станьте настоящими артистами, для того, чтобы показать зрителям спектакль, который мы сочинили сами. (показ спектакля)

 

- Мой мастер-класс подошёл к концу. Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)

Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...

Презентация с элементами мастер-класса: "Развитие речи через театрализованную деятельность с использованием коврографа"

      Тема: «Развитие речи через театрализованную деятельность с использованием коврографа».        Цель: познакомить участников ма...

Проектная деятельность по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Обследуя речевое развит...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке «Теремок» во второй младшей группе

middot;        побуждать детей к активному участию в театрализованной игре·        активизировать речь детей·...