"Изодеятельность в работе с детьми ОВЗ"
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izodeyatelnost_v_rabote_s_detmi_ovz.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       детский сад компенсирующего вида

       Консультация для родителей: «Изодеятельность в работе с детьми ОВЗ».

                                                                                              Выполнила воспитатель:

                                                                                                                       Костюк Н.Н.

                                                                     г. Одинцово

                  Изодеятельность в работе с детьми ОВЗ.

«Говоря о периоде подготовки ребенка

к активной речи, нужно иметь в виду не

только тренировку артикулярного аппа-

                                                               рата, но и движений пальцев рук.»

                                               М.М.Кольцова

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредст-вом нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

_Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного

 _Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных мате-риалов

        Методы проведения занятий:

- Словесные (беседа, художественное слово, напоминание о     последовательности работы, совет)

- Наглядные

- Практические

- Игровые

Форма занятия – тематическая совместная деятельность воспитания и ребенка. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

        Движения у детей ОВЗ неловки, плохо скоординированы, они неправильно (слабо) держат карандаш, плохо ориентируются на листе бумаги. У таких детей недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук, помимо речевых нарушений, так же есть нарушения некоторых технических функций.

        Поэтому, занимаясь традиционной деятельностью, такие дети испыты-вают неудовлетворение. Нетрадиционная изобразительная  деятельность привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность ис- пользования хорошо знакомых предметов в качестве художественных мате-риалов.

        Так же нетрадиционная изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развитии мелкой моторики, тактильного восприятия, и конечно, развитии речевых навыков, решая кор-рекционно-развивающие задачи.

        Занимаясь изобразительной деятельностью нетрадиционными спосо-бами, ребенок каждый раз открывает для себя, что рисовать можно не толь-ко кистью, но и губкой, которую тоже можно макнуть в краску. Деревья мож-но изобразить из тонких жгутиков цветной бумаги, а красивые цветы с по-мощью ватных дисков или «бумагопластики», используя разную по качеству бумагу, начиная от салфеток и переходя к более плотной.

        - Важно зинтересовать ребенка, активизировать его внимание, побудить к деятельности при помощи игры, сюрпризного момента (любимый герой приходить в гости); просьба о помощи, музыкальное сопровождение.

        - Эмоционально объяснить способы и последовательность действий и показывать приемы изображения.

        - Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не спра-вится с ней. Необходимо поощрение, при необходимости – помощь.

        - Развивать качество чувствовать, видеть красоту предмета или явле-ния. Учим детей наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прис-лушиваться.

        - Дети получают и развивают специальные умения и навыки, подготав-ливающие руку ребенка к письму, получают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов; формируют эмоционально-положи-тельное отношение к самому процессу рисования; развивают воображение восприятия и познавательные  способности; получают не только знания и на-выки, но и радость и удовольствие. ИЗОдеятельность включает в себя: рисо-вание, лепку и аппликацию.

        Рисование. Одна из главных задач – научить правильно держать каран-даш, фломастер, кисть: тремя пальцами, чуть выше металлической или зато-ченной части, не сжимая сильно пальцами; овладение техникой линии, штриха, пятна.

  1. обследование предметов (резиновых, пластиковых, бумажных, де-ревянных)
  2. комментирование действий (берем карандаш в правую руку и т.д.)
  3. воспроизведение движений в воздухе
  4. вопросы к детям по форме и цвету

Лепка. Знакомить со свойствами материала (липкий, пластичный); учить аккуратно пользоваться пластилином (не размазывать за столом. Обучать простейшим техническим приемам (отщипывать, скатывать, раскатывать, сплющивать); уметь лепить несложные предметы.

        

Аппликация. Учим детей различать круг, квадрат, треугольник; дети обучаются в процессе занятий соотносить с предметами и называть цвета;

обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Усваи-вают пространственные понятия вверху, внизу, в середине.

Нетрадиционные художественные техники:

        - Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску паль-чик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик может наби-раться краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

(цветные пальчики; ягодки на тарелке; салфетки)

        - Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бу-маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветам. Пос-ле работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

(ежик; голуби; осьминог; бабочка)

        - Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опус- кается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получа-ется имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

                                                                                         (снег; мишка; лисичка; елочка)

        - Рисование ватными палочками: ребенок опускает в гуашь кончик ватной палочки и ударяет ею по бумаге, регулируя силу нажима (удара) и темп ударов (тычок).

                                                         (снег; снежок; воробей; узор на платочке; бусы)

        - Оттиск печатками (из картофеля, ластика, яблока): техника, поз-воляющая изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок прижимает печатку в краске и наносит оттиск на бумагу.

                                                  (цветы; листья; фрукты; подсолнух)

        - Набрызг: ребенок с помощью зубной щетки и деревянной лопатки (стеки) опуская щетку в краску и проводя по ней лопаткой разбрызгивает капельки краски по бумаге.

(салют; звезды)

        - Кляксография: игры с кляксами помогают развить глазомер, коорди-нацию и силу движений, фантазию и воображение. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу.

(паучок; ежик; осьминог)

        -Оттиск поролоном: рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида: объем, пушистость.

(мишка; птичка)

        - Рисование мятой бумагой: берем несколько листов бумаги и смина-ем в комочки. Предварительно нанеся на лист воду, начинаем задавать фон. Обмакиваем комочки в тарелке с краской и прижимаем комочки к листу бу-маги, оставляя отпечатки в виде облаков или травы.

(березки; одуванчик)

        - Рисование восковыми мелками или свечой: ребенок рисует восковы-ми мелками или свечой на бумаге. Затем лист закрашивается краской в один или несколько цветов. Рисунок остается незакрашенным.

(снежинка; рыбки; морозные узоры)

        - Печать по трафарету: ребенок прижимает печатку или поролоно-вый тампон в краску и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берут другие тампоны и трафарет.

(веселые животные; фрукты)

        - Тиснение: ребенок подкладывает под лист бумаги трафарет с изобра-жением и по листу рисует восковыми мелками.

(лев; собачка; обезьянка)

        - Отпечатки листьев, спичечных коробков, пуговиц, пробок: привле-кает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в резуль-тате оттиска разнообразных материалов. Стоит только раскрасить верхнюю часть материала и отпечатать на лист, если надо дорисовываем.

(листья; деревья; цветы; кубики; платье)

        - Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку, не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку – по рисунку.

(зайка; кошка)

        

- Рисование пластилином – «Пластилинография»: ребенок путем ска-тывания пластилина по рисунку развивает работу мышц руки и закрепляет умение отщипывать необходимое количество пластилина.

(елочка; грибы; космос)

        - Рисование нитками – техника «Ниткопись»: для гиперактивных, за-комплексованных, агрессивных  детей – агрессия  снимается при рисовании петлеобразных узоров. Ребята рисуют  шерстяной ниткой, выполняют  изоб-ражение с опорой на контур, а затем заполняют контур нитками.

(улитка; цветы; гусеница)

        - Объемная аппликация: ребенок создает композиции из цветной бу-маги, из салфеток; смастерить открытку ручной работы, панно.  Для фона по-дойдет лист двухсторонней бумаги. А дальше сворачиваем, скручиваем и приклеиваем.

(цветы; барашки)

        - Аппликация из бумажных шариков – скатывание  бумаги:  ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой, затем скатывает из нее шарик. Размеры ее могут быть различными: от маленького (ягодка) до боль-шого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

(мухоморы; цыпленок)

        - Аппликация с помощью ваты, ватных дисков, ватных палочек: та-кие аппликации делаются легко и быстро. Работая с ватой ребенок развива-ет мелкую моторику рук. Для аппликации подойдет основа в виде листа цветного картона, а дальше приклеиваются из дисков или ваты необходимые детали для композиции.

(верба; букет; солнышко; снеговик; цыпленок)

        - На всех «парусах по водной глади»: на верхнюю часть листа наносим полоску воды, а затем, на это же место акварель (голубую, синюю, фиолето-вую). Затем ставит лист на нижнее ребро и краска стекает, оставляя разводы (лес, его отражение в воде). Налить в несколько баночек воду, добавить краску, взять пипетку с толсто, набрать краску и сделать на бумаге кляксу.

(дождь; капельки; дорожка)

        - «Кляксография с трубочкой»: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). За-тем на это пятно дует из трубочку так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываем.

        - «Цветной  граттаж»: плотный лист бумаги закрашивается цветными мелками, пастелью или красками (гуашь). Сверху натирается парафином, а затем слоем черной туши (с добавкой «Фейри», немого) и начинаем проца-рапывать тонкими линиями рисунок поверх тущи (деревянной палочкой).

Литература:

① «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные тех-

ники, планирование, конспекты занятий.»

(Под ред. Р.Г. Козаковой М.2007)

        ② «Рисование с детьми раннего возраста» - М.2010г.

        ③ «Рисунки, спрятанные в пальчиках»

(Н.В. Дубровская)

        ④ «Яркие ладошки»

(Н.В. Дубровская)

        ⑤ «Рисуем без кисточки»

(А.А. Фатеева)

        ⑥ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

(Т.Н. Давыдова)

        ⑦ «Нетрадиционные техники рисования»

(Г.А. Цквитария)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Тема:«Использование нетрадиционных техник и приёмов изодеятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей. Многие из них отдают предпочтение рисованию. Оно позволяет ребёнку отразить в рисунке свои впечатления о...

Семинар "Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Создание картины с использованием нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование нетрадиционной техники по изодеятельности в работе с детьми с ЗПР

Использование нетрадиционной техники по изодеятельности в работе с детьми ЗПР...

Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

  При действиях кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит улучшается развитие речи.   Рисунок – зеркало чувств, зрелости, развитости...

Тема:«Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

«Детство — важный период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни, а настоящая,яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,,кто вёл ребёнка за руку в детские годы...

Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми

Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявле...

Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...