Формирование уважительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Буркаева Ольга Владимировна

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. На протяжении всей работы по формированию уважительных отношений среди дошкольников нужно постоянно держать в поле зрения конфликтующих детей из-за неумения управлять своим поведением и недостаточного владения игровыми навыками. Их нужно чаще включать в общественно-полезную деятельность: привлекать к изготовлению игрового оборудования и, таким образом, привлекать к жизни детского коллектива; предлагать такие роли, которые требуют аккуратности, дисциплинированности (начальник строительства, директор магазина, зав. библиотекой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование уважительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»

МАДОУ «ЦРР – детский сад№ 9», г. Саранск

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. На протяжении всей работы по формированию уважительных отношений среди дошкольников нужно постоянно держать в поле зрения конфликтующих детей из-за неумения управлять своим поведением и недостаточного владения игровыми навыками. Их нужно чаще включать в общественно-полезную деятельность: привлекать к изготовлению игрового оборудования и, таким образом, привлекать к жизни детского коллектива; предлагать такие роли, которые требуют аккуратности, дисциплинированности (начальник строительства, директор магазина, зав. библиотекой).

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением. Важно познакомить детей с правилами поведения и научить  использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:

- хочешь играть, попроси разрешения;

- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;

- внимательно выслушивай всех участников;

- не требуй для себя все время главных ролей;

- будь справедливым в игре;

- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои. Сначала важно выяснить характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помочь детям увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. У детей необходимо сформировать внимательное, уважительное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.

Основными условиями воспитания уважительных отношений у дошкольников являются: 1) создание эмоционально-положительного климата в группе;                          2) моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников уважительных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы: 1) дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры; 2) непосредственно образовательная деятельность; 3) моделирование и анализ заданных ситуаций; 4) сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток; 5) беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок; 6) рассматривание картин и иллюстраций; 7) решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов; 8) организация выставок детского творчества; 9) метод проектов и др.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Примером может служить игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам. На первом этапе этой игры, как правило, выясняется, что дети плохо знакомы с правилами вежливости, не умеют считаться с другими людьми, не знают, в какую дверь лучше войти, или выйти и почему так надо поступать. Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость. Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы. При использовании допустимых способов руководства все это будет иметь положительный эффект - дети будут стараться быть вежливыми не только в игре, но и в жизни. Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: «Капитаны», «Строители» и др.

Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач по формированию дружеских взаимоотношений нужно проводить предварительную работу. Это: 1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков; 2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду. 3) игры - упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Это произведения В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; цикл стихов А. Барто «Вовка добрая душа»,  ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А. В. Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»; стихи А. Кузнецовой «Подружки»; Е.Серовой «Нехорошая история», Е. Благининой «Подарок», С. Погореловского «Подружимся -  подружимся», «Ссора»; Г. П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», сказка «Как светлячок друга искал» и др.).  

Очень нравятся детям цикл мультфильмов по сказкам В. Сутеева и  про Кота Леопольда,  про Фунтика, про Смешариков, а также «Ежик в тумане», «Крошка Енот» и др.. Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки.

В старших группах детского сада детей знакомят с более длинными сказками (Иван-царевич и Серый волк, Хаврошечка, Морозко и множество других), и в них тоже дети черпают подсказки правильного поведения в обществе. Тематическое распределение произведений для чтения детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используем повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

Содержание бесед:

- можно предложить детям назвать известные им правила поведения, а также объяснить, как они понимают смысл этих правил;

- можно предложить вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведению детей;

- можно прочитать неоконченный рассказ, в котором изображаются различные ситуации, напоминающие реальные события, происходящие в группе; предложить закончить рассказ по своему усмотрению, а затем мотивировать поступки героев;

- можно прочесть рассказ, где описываются различные проблемные ситуации, в которые попадал герой; дети должны поставить себя на место участника описанных событий, аргументировать его действия и поступки.

В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия, например:

- Конечно, путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

- Любить друга - любить себя, и др.

Освоенные детьми правила сотрудничества можно закреплять и уточнять при обсуждении пословиц о дружбе в ходе бесед «Как правильно дружить?», «Что такое дружба?»,  «Что мы знаем о вежливости?», «Мир спасет доброта» и др.

Эффективными являются беседы с рассматриванием картин. Например:

1. «Нечаянная оплошность».  На картинке изображен мальчик, который разбил чашку. Вся его внешность (фигура, лицо) отражает большой испуг. На полу разбитая чашка. К этой картине прилагается еще несколько картинок, отражающих положительное и отрицательное отношение ребят к оплошности мальчика.

- Девочка собирает осколки в совок, как - бы обращается со словами утешения к мальчику;

- Мальчик сочувственно смотрит на пострадавшего;

- Девочка ведет к месту происшествия воспитателя, у обеих на лицах сочувствие к герою;

- Два мальчика смеются.

Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние «героя». Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.

2. «Отправляемся в плавание». На картине: в группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских бескозырках и воротничках) заняли свои места (сидят на стульях), но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание, и стоит очень грустный. Дети в полной растерянности. Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации. Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в «плавание». Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело всем вместе, дружно, его можно завершить быстро и легко.

Полезны практические тренинги для разрешения ситуаций: - помоги другу, - как нужно обращаться с просьбой, - как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая  у другого ребенка, - как нужно здороваться (прощаться), - как надо просить прощения.

Для усвоения вежливых форм общения проводятся разные игровые задания, среди которых: - «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», - «Колобок» – детям предлагают перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», - «Назови ласково героев сказки «Теремок». Формируется умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно.

После таких игр дети понимают, что после вежливого обращения людям становиться радостнее.

В старшем дошкольном возрасте используются игры и упражнения с пиктограммами и графическими, схематическими изображениями основных эмоций.

Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций. Задачи:

1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

3) формировать умение находить разные способы решения.

Воспитатель: «Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?». Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения. - Ребята, а как еще можно порадовать маму? - Кто предложит что-то новое? Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.

Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: «Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). «Что же мне делать? Как мне быть?» - спрашивает девочка. Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.

Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: «Что случилось?». Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: «Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!» Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением «героев», оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.

Дети строят из крупного конструктора «Лего» пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки. Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.  Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.

Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.

Зададим себе вопрос: «А сами - то мы всегда поступаем нравственно? Не подглядел ли ребенок наши поступки, не взял ли для себя модель неадекватного поведения?». Необходима высокая требовательность к себе, как к образцу проявления гуманистического стиля отношений.   

Список использованных источников:

  1. Алябьева, Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи / Е. А. Алябьева.  - М.: Сфера, 2019. – 312 с.
  2. Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 2018. №10.
  3. Бабаева, Т. И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  4. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 10. - С. 26-36.
  5. Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников / А. В. Запорожец,  М. И. Лисина. - М.: Просвещение, 2019. – 152 с.
  6. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. - М.: Просвещение, 2016. – 145 с.
  7. Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Владос, 2018. – 207 с.
  8. Смирнова, Е. И. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Смирнова, Е. И.  Холмогорова В.  // Дошкольное воспитание. – 2019. - № 8. - С. 73-77.
  9. Смирнова, Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 68-76.
  10. Фесюкова, Л. Б. Учусь управлять собой. - М.: Сфера, 2019. – 209 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")

  Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...

"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"

в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....

Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста

Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду...