Кубики Монтессори
учебно-методический материал (младшая группа)

Кубики Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_montessori.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее развитие ребенка - дань моде или необходимость? В наше информационное время это скорее необходимость! С каждым годом усложняется школьная программа и детки должны приходить в школу уже подготовленными. А все дети очень индивидуальны, одному легче научиться читать, другому легче освоить счет, третий творческая личность ему больше и легче конструировать и работать с формами. Как нам взрослым не запутаться, как найти правильный подход к каждому?

 На сегодняшний день существует множество направлений и методик развития детей. Полки магазинов завалены множеством игрушек, родители скупают их и не жалеют денег на свое чадо. Детские сады имеют в своем распоряжении большое количество игрового материала, но как в этом огромном разнообразии разобраться и понять, что действительно важно и необходимо для полноценного развития ребенка? Внимание ребенка сложно удержать надолго, взрослому необходимо в кратчайшее время и в доступной форме донести знания и необходимые навыки до ребенка. Дети в основном учатся с помощью игры, поэтому под рукой педагога (воспитателя или родителя) должны быть все необходимые игрушки и материалы и в зависимости от потребностей и настроения ребенка необходимо предлагать ему разные игры, которые развивают ребенка со всех направлений.

Основные направления развития детей дошкольного возраста

   Можно выделить три основных направления развития детей дошкольного возраста: первое — это эмоциональная сфера (тут в принципе все понятно, ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей, здесь главная задача взрослого — это проявить терпение и любовь).  Второе направление сенсомоторное — это связь органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика), тут главная задача взрослого предоставить ребенку разнообразие форм цветов материалов и даже вкусов. В данном направление важно найти золотую средину, не допустить чтобы ребенок начал самостоятельно все раскидывать перемешивать или пытаться сломать, но и нельзя ребенка ругать, запрещать и заставлять, чтобы он занимался только по четкому алгоритму, который даст ему взрослый. То есть очень важно в правильном обучении совместная работа, сначала наставник (будь то психолог, педагог, воспитатель, родитель) рассказывает ребенку как можно с этим играть, как называются те или иные формы, цвета или предметы и потом дает ребенку проявить самостоятельность. И третье это интеллектуальное: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи. Тут, конечно, очень важно не перегружать, поэтапно давать знания и закреплять их, всегда должен быть под рукой удобный и понятный материал, например, палочки для счета, вырезанные буквы и цифры, различные геометрические фигуры и прочее.

Метод Монтессори

 Наибольшую эффективность в раннем развитии детей проявил себя метод Монтессори. Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми и успешно занималась их развитием. Далее методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников. В этой методике особое внимание уделяется самостоятельности. Педагог в процессе занятий, должен выявить интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Хорошо изучив все правила использования этой методики, ведущие производители игрушек для детей с ограниченными возможностями разработали уникальный развивающий набор Монтессори 80 в 1. В нем собрано все необходимое для сенсомоторного и интеллектуального развития ребенка, а также все для правильного формирования и развитие пространственного мышления.

Использование в коррекционных занятиях развивающего набора Монтессори 80 в 1

 Игровой набор Монтессори 80 в 1 рассчитан для занятий как индивидуально, так и с группой детей. Коррекционно-развивающие занятия с ним подходят для детей от 2 до 9 лет. Так же преимущество именно набора 80 в 1 заключается в том, что разные модули можно кооперировать друг с другом, тем самым создавая новые игры-задачи для ребенка, поле для занятий становится просто огромным! Для развития мелкой моторики и пространственного мышления представлены геометрические пазлы (с помощью них ребенок хорошо усвоит что такое квадрат, треугольник, круг), геометрические тела, шарики и штырьки для нанизывания, болты для навинчивания, кольца на колышках, доска для выкладывания бусин, большой деревянный пинцет, набор для упражнения с отвёрткой плюс и минус, доска для плетения, различные лабиринты и многое другое. Также с помощью игрового материала ребенок с легкостью освоит счет, чтение и письмо, в этом ему помогут: шероховатые цифры и буквы, числовые штанги, большой подвижный алфавит - прописные прямые буквы, ящики и карточки с примерами на сложение и вычитание. Самые маленькие с удовольствием поиграют в игру-пазл "Космос", составят части дерева, цветка и различных животных, научатся вырезать, познакомятся с часами, узнают, что такое вечный календарь, рассмотрят и поиграют с разнообразными обучающими карточками, а также научатся очень полезному навыку застегивать и расстегивать различные замочки и застежки. Ребенок получит огромную пользу и удовольствие, занимаясь и играя с развивающим игровым набором Монтессори 80 в 1. Модули данного набора можно кооперировать друг с другом, тем самым создавая новые игры-задачи для ребенка, поле для занятий становится просто огромным!

Работа по данной методике многократно зарекомендовала себя и имеет множество положительных отзывов от педагогов!

Методические рекомендации по использованию каждого модуля набора, производимого компанией Инклюзив Рус

Модуль №1. Геометрические пазлы "Треугольники на подставке.

Цель: знакомство с желтым цветом, знакомство с геометрической фигурой «треугольник», знакомство с размером (маленький, средний, большой), развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений.

Задание 1. Позвольте ребенку познакомиться с модулем. Пока он играет, расскажите о том, что фигуры называются треугольниками, они желтого цвета и трех размеров: маленький, средний и большой.

Задание 2. Предложите ребенку вставить фигуры в подходящие отверстия. Спросите, как называются эти фигуры и какого они цвета. Попросите показать, где маленький, средний и большой треугольники.

Задание 3. Попросите ребенка расставить треугольники в порядке увеличения/ уменьшения размера.

Задание 4. Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, например: «поставь сначала треугольник в правую ячейку, теперь в левую, а теперь в центральную». Спросите, какой по размеру треугольник находится в правой ячейке, какой в левой, а какой в центральной

Модуль №2. Геометрические пазлы "Квадраты на подставке"

Цель: знакомство с красным цветом, знакомство с геометрической фигурой «квадрат», знакомство с размером (маленький, средний, большой), развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений.

Задание 1. Позвольте ребенку познакомиться с модулем. Пока он играет, расскажите о том, что фигуры называются квадратами, они красного цвета и трех размеров: маленький, средний и большой.

Задание 2. Предложите ребенку вставить фигуры в подходящие отверстия. Спросите, как называются эти фигуры и какого они цвета. Попросите показать, где маленький, средний и большой квадраты.

Задание 3. Попросите ребенка расставить квадраты в порядке увеличения/ уменьшения размера.

Задание 4. Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, например: «поставь сначала квадрат в левую ячейку, теперь в центральную, а теперь в правую». Спросите, какой по размеру квадрат находится в правой ячейке, какой в левой, а какой в центральной

Модуль №3. Геометрические пазлы "Круги на подставке"

Цель: знакомство с синим цветом, знакомство с геометрической фигурой «круг», знакомство с размером (маленький, средний, большой), развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений.

Задание 1. Позвольте ребенку познакомиться с модулем. Пока он играет, расскажите о том, что фигуры называются кругами, они синего цвета и трех размеров: маленький, средний и большой.

Задание 2. Предложите ребенку вставить фигуры в подходящие отверстия. Спросите, как называются эти фигуры и какого они цвета. Попросите показать, где маленький, средний и большой круги.

Задание 3. Попросите ребенка расставить круги в порядке увеличения/ уменьшения размера.

Задание 4. Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, например: «поставь сначала круг в левую ячейку, теперь в центральную, а теперь в правую». Спросите, какой по размеру круг находится в правой ячейке, какой в левой, а какой в центральной.

Модуль №4. Геометрические пазлы "Квадрат, круг, треугольник на подставки"

Цель: закрепление знаний о желтом, красном и синем цветах; закрепление знаний о геометрических фигурах «треугольник», «квадрат», «круг»; закрепление знаний о размерах; развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений, развитие навыка дифференциации цветов и геометрических фигур, развитие памяти, навык понимания сложных инструкций.

Задание 1. Попросите ребенка рассказать, какие геометрические фигуры перед ним, какого цвета и размера каждая из них.

Задание 2. Попросите расставить фигуры в порядке увеличения/уменьшения размера

Задание 3. Попросите ребенка расставлять фигуры в определенной последовательности, давая сложную инструкцию, например: «сначала поставь на место круг, потом квадрат, а в конце треугольник». Ребенок должен начать выполнять задание только после того как услышит его полностью. Инструкция может меняться: «поставь сначала желтую фигуру, потом красную, а потом синюю»

Модуль №5. Шероховатые цифры

Цель: знакомство с цифрами и числами, знакомство с числовой прямой, запоминание образа цифр, формирование навыков счета, формирования навыка составления чисел из цифр, развитие сенсорных навыков

Задание 1. Выложите перед ребенком числовую прямую от 0 до 9. Предложите ребенку внимательно рассмотреть и ощупать таблички с цифрами. Познакомьте ребенка со всеми цифрами на табличках.

Задание 2. Вместе с ребенком последовательно выложите цифры в порядке возрастания, сопровождая действия счетом.

Задание 3. Вместе с ребенком выложите цифры в порядке убывания, сопровождая действия счетом.

Задание 4. Поиграйте с ребенком в игру «Соседи цифры». Педагог называет цифру, задача ребенка – назвать и указать цифры на 1 единице больше и на 1 единицу меньше, например: педагог называет цифру 3, ребенок называет и указывает на цифры 2 и 4.

Задание 5. (групповое) Раздайте детям карточки с цифрами, каждому по одной. По сигналу дети должны

– построиться по порядку от 0 до 9 и посчитаться;

– построиться по порядку от 9 до 0 и посчитаться;

– построиться парами так, чтобы одна цифра была больше другой на 1 единицу (дети с названными педагогом цифрами выходят в центр, остальные дети ищут свою пару и подходят к ней)

Задание 6. (групповое) Детям предлагается встать в круг. Педагог дает задание: «Ну-ка, Саша, выходи, 1 + 2 нам покажи». Ребенок должен показать два разных движения столько раз, сколько указано в выражении (пример: 1 наклон, 2 прыжка). Каждому ребенку дается новое задание.

Данные модули легко комбинировать не только на индивидуальных, но и на групповых занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Модуль №6. Тепловые таблички

Цель: развитие сенсорных навыков, развитие моторики

Задание 1. Дайте ребенку самостоятельно ощупать таблички. Расскажите, что они изготовлены из разных материалов. Покажите, что легче всего проверить насколько они теплые на запястье.

Задание 2. Завяжите ребенку глаза повязкой. Ребенок, опираясь на свои ощущения должен разложить таблички по уровню их теплоты (от теплого к холодному или наоборот).

Задание 3. Подробно расскажите ребенку о материалах, из которых изготовлены таблички. Попросите его рассказать о том, что он запомнил. Дайте ребенку соотнести материал с соответствующей табличкой, проанализировать теплопроводность материала.

 

Модуль №7. Шероховатые таблички

Цель: развитие сенсорных навыков, развитие мелкой моторики

Задание 1. Проведите пальцами по табличкам несколько раз, попросите ребенка повторить это действие. Дайте ребенку самостоятельно ощупать таблички. Расскажите, что они изготовлены из бука разной шероховатости и поэтому разные на ощупь.

Задание 2. Завяжите ребенку глаза повязкой и попросите разложить таблички по парам в зависимости от уровня их шероховатости, опираясь лишь на свои ощущения. Когда ребенок выполнит задание снимите повязку и позвольте ему проанализировать правильность выполнения задания.

Задание 3. Завяжите ребенку глаза повязкой. Ребенок, опираясь на свои ощущения должен разложить таблички по уровню их шероховатости.

Модуль №8. Вкусовые баночки

Цель: развитие вкусовых анализаторов, развитие восприятия с помощью вкусовых ощущений, дифференциация вкусовых качеств.

Подготовка: в присутствии ребенка педагог готовит 4 раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Каждые 2 банки он заполняет одинаковым раствором. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса. Затем учитель вводит остальные банки. Банки, содержимое которых одинаково по вкусу, ставятся рядом друг с другом.

Задание 1. Назвать вкус жидкостей: сладкий - кислый - горький. Название ребенок должен соотнести со вкусом жидкости.

Задание 2. Найти пары баночек с одинаковым вкусом

Задание 3. Педагог наполняет 4 баночки различными соками (яблочный, персиковый, апельсиновый, вишневый. Задача ребенка определить в какой баночке какой сок.

Задание 4. Педагог готовит 4 раствора. В 4 стакана и наливает в каждый по 100 мл воды.

Первый стакан — вода + 2 чайные ложки сахара (самый сладкий).

Второй стакан — вода + 1,5 чайная ложка сахара (слаще, чем…).

Третий стакан — вода + 1 чайная ложка сахара (слаще, чем…).

Четвертый стакан — вода + 0,5 ложки сахара (наименее сладкий).

После приготовления – наполняет баночки растворами. Задача ребенка – расставить баночки по уровню сладости жидкости.

Модуль №9. Игра-пазл "Космос"

Цель: развитие мелкой моторики, развитие цветового восприятия, знакомство с космосом, развитие навыков счета, развитие речи

Задание 1. Позвольте ребенку внимательно рассмотреть и ощупать пособие, дайте возможность манипулировать деталями. Расскажите о космосе, планетах, космических телах, ракетах и космонавтах. Расскажете о том, какие объекты есть в данном пособии, каких они цветов.

Задание 2. Предложите ребенку поставить объекты на соответствующие места

Задание 3. Педагог называет цвет задуманной фигуры, а ребенок находит ее и ставит на соответствующее мест

Задание 4. Попросите ребенка поставить все фигуры на места, произнося название объекта и его цвет, например: желтая звезда, синяя планета, черная ракета

Задание 5. Попросите ребенка сосчитать все объекты

Модуль №10.  Карточки "Часы"

Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

Задание 1. Внимательно рассмотрите с ребенком часы: циферблат, часовую и минутную стрелки. Пусть ребенок определит какая из стрелок короче, а какая длиннее? Расскажите воспитаннику, что короткая стрелка - это часовая, для нее подходят крупные деления от 1 до 12. Длинная стрелка – для минут, у нее свои деления.

Задание 2. Поиграйте с ребенком в игру «Часовщик». Первый игрок – часовщик заводит часы (устанавливает стрелки) и спрашивает: «Который час?», второй игрок отвечает. По очереди меняйтесь ролями.

Задание 3. Игра «Что мы делаем сейчас?»

Педагог устанавливает время и спрашивает, что ребенок обычно делает в это время. Ребенок называет указанное время и отвечает на вопрос, например: 7:00 мы просыпаемся, 9:00 мы завтракаем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по конструктивной деятельности "Кубик за кубиком".

Данная технология основана на использовании методов обучению детей младшего дошкольного возраста конструктивным навыкам....

Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда.

Введение в Монтессори педагогику....

Перспективное планирование работы с логическими кубиками "Кубики для всех" Никитина, старшая группа

Для детей старшей группы был продуман и разработан перспективный план игровых занятий, в рамках кружка «Веселая логика», проводимого  1 раз в неделю. Комплекс игровых занятий рассчитан на 9 часов...

Перспективное планирование по работе с кубиками Никитина "Логические кубики для всех"средняя группа

В качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» с использованием ИКТ, включение их в различные виды ...

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....