Мастер-класс с родителями "Нейрогимнастика для детей"
методическая разработка

Лещевая Наталья Владимировна

Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_s_roditelyami.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика для детей.

Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.

Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

Как работает наш мозг

Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:

  • Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
  • Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.

Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

Польза гимнастики в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность.

Когда лучше начать заниматься

Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.

При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.

Следует выполнять ряд несложных правил:

  • Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
  • Упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
  • Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
  • Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
  • Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
  • Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.
  • Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.

Примеры упражнений:

Упражнение «Колечко». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

Упражнение «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

Упражнение «Кулак – ладонь - ребро». Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Педагог показывает ребенку кулак, ладонь, ребро ладони и просит повторять за ним. Затем намеренно путает ребенка, например, называя ладонь, показывает кулак.

Упражнение «Ухо – нос – хлопок». Возраст: 4 – 7 лет. Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности, развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения, снятие психического напряжения.

 Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».

Упражнение «Лиса – заяц» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания. Материал: не требуется. Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «лису», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

Упражнение «Симметричные рисунки». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развивать внимание Возраст: от 5 лет.

 Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными. Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.

Игра «Классики для пальчиков». Возраст от 5 лет. Цель: развитие концентрации внимания, усидчивости; синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей; оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки.

 Ход игры: Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.

Упражнение «Зашумленные картинки» Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, зрительного восприятия.

Взрослый кладет перед детьми картинку, на которой нарисованы хаотично переплетенные линии, и предлагает найти скрытое за этими линиями изображение.

Упражнение «Волшебные фигуры». Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики руки. Взрослый предлагает детям стать «волшебниками» и превратить нарисованные фигуры в различные предметы или нарисовать картину, дорисовав фигуры.

Дидактическая игра "Найди предметы на картинке". Цель: развитие мышления, внимания, памяти, активного и пассивного словаря. 

Сюжет изображений актуален и интересен, само изображение яркое и насыщенное, что способствует большей заинтересованности детей. 

Данную игру можно использовать, как с речевыми, так и с не говорящими детьми.

 

«Тактильные (сенсорные) мешочки» предназначено для детей от 2 до 7 лет.

Игровой материал представляет собой тканевый мешочек, в котором находятся различный материал: сахар, гречка, рис, горох, фасоль, вата, макароны и т. д.

    Работа с данным пособием способствует развитию у ребенка концентрации внимания, мелкой моторики, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, утончению тактильных ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

Мастер - класс "Использование педагогической технологии сближения детей и взрослых "

В мастер -классе представлены варианты коммуникативных игр...

Мастер класс в рамках семинара "Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов"

Мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных логопедических групп....

Мастер – класс по духовно-нравственному воспитанию детей на тему «Ознакомление с иконой детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы.Задачи:Повышение культурного, духовного, методиче...

Мастер класс для педагогов «Вопросы взаимоотношений детей в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья»

Вопросы взаимоотношений детей в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.

Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...

Новогодняя елка из бумаги для детей 2-3 лет. Мастер – класс. Ёлочка из салфеток для детей младшей группы.

Описание: Этот мастер- класс будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов и родителям.Назначение работы: Данную работу можно использовать для проведения об...