Мастер – класс по духовно-нравственному воспитанию детей на тему «Ознакомление с иконой детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Чупина Валентина Вячеславовна

Цель: Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы.

Задачи:

  • Повышение культурного, духовного, методического уровня специалистов ДОУ
  • Демонстрация методов и приемов по рассматриванию иконы

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является духовно- нравственное воспитание и развитие детей на основе православных традиций.  Педагоги используют различные приемы, формы и методы организации  воспитательно-образовательного процесса с привлечением родителей.

Особое внимание в работе с дошкольниками  уделяется рассматриванию икон. При этом учитываются возрастные возможности детей, их интеллектуальный уровень, отличительные особенности иконы от картины, эффективные приемы погружения в сокровенный мир православной иконы.

Мастер-класс состоял из трех частей:

o    теоретической, предназначенной  для взрослых (педагогов), в виде рассказа о православных иконах с сопровождением слайд-шоу

o    практической, в которой участвовали 15 человек – педагоги д/с города и района. Педагоги выполняли роль детей и на практике отработали разнообразные методические приемы рассматривания иконы «Благовещение». Участники практической части за активность получили в подарок иконы «Благовещение».

итоговой  (рефлексивной). Все участники мастер-класса участвовали в опросе-дискуссии об организации, проведении и результативности мастер-класса, об эффективности данной формы представления педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Мастер – класс по духовно-нравственному воспитанию

на тему «Ознакомление с иконой детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Чупина Валентина Вячеславовна,

воспитатель

г. Вязьма

2016 год

Цель: Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы.

Задачи:

  • Повышение культурного, духовного, методического уровня специалистов ДОУ
  • Демонстрация методов и приемов по рассматриванию иконы

Ход мастер – класса

(сопровождается показом презентации)

1 часть – теоретическая

Ведущий. Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре. Хотя икона предназначается для молитв, но вместе с тем она не является кумиром, идолом, то есть объектом, к которому обращается молящийся. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия. Стоя перед обычным окном, мы можем увидеть мир, который за ним открывается, но можем рассматривать раму и стекло, обнаруживая все их недостатки или достоинства. Что мы видим, стоя перед иконой, также зависит от нас самих – от глубины нашей веры, нашего духовного образования и воспитания. Икона может быть предметом изучения для искусствоведа или историка, но верующего человека все это в храме мало интересует, потому что он приходит сюда для общения с Богом, для молитвы (слайд «девочка перед иконой»).

Ценность иконы представляет не художественное мастерство, не доска, не краски, а тот духовный мир, который это «окно» открывает. Внешний облик святых изображается на иконах существенно иначе, чем изображения лиц в реалистическом портрете. Не изображая Божества, икона лишь символически указывает  на причастность человека к Божественной жизни, передает не его повседневное, обычное лицо, а его прославленный в вечности и освященный благодатью Святого Духа лик, сохраняя, однако, верность историческим данным его жизни. В ее задачи не входит быть красивым предметом. Ее смысл в отображении красоты подобия Божия. Красоты, совершенно отличной от той, которой любуются в реалистическом искусстве.

Назначение иконы определяют и ее художественные особенности, которые образуют целую систему условностей русской церковной живописи.

1. Прежде всего, следует сказать о сознательном нарушении пропорций изображаемых силуэтов Христа, Богородицы, ангелов и святых, то есть об удлиненности, неестественной вытянутости фигур. Сочетание чрезмерно высокого роста, неземной легкости и изящества говорит о принадлежности к духовному миру и значимости его обитателей.

2. Плоскостное изображение, то есть отсутствие передачи объема фигур, тоже очень важная особенность иконописи, делающая иконописное изображение отличным от реалистической живописи.

Художник – реалист с помощью света и тени передает предмет так, как он выглядит в мире земном. Но в отличие от мира земного Горний Мир наполнен не физическим светом, а пронизан светом духовным, который не дает тени.

Иконописец не пользуется способами передачи  трехмерного пространства, свойственного земной жизни. Он создает образ через силуэт, пластику, цвет, композицию, но не использует светотеневую проработку, потому что тени в Горнем Мире просто не может быть, так как тень – это отсутствие  света, знак тьмы.

3. Отсутствие линейной перспективы  также связано с особенностями духовного мира, в котором предметы, люди, духовные существа «разворачиваются» по отношению к зрителю не по законам земным, а по законам духовным.

Реалистическая живопись изображает предметный мир, пользуясь линейной перспективой, где все горизонтальные линии мысленно сходятся в одной точке. Это особенность взгляда «отсюда туда», причем изображаемый мир расширяется по мере приближения к зрителю. По мере удаления от зрителя земной мир умаляется.

В иконе же может быть несколько точек схода горизонтальных линий, и они находятся перед плоскостью изображения. Попадая  в точку схода этих линий, сам зритель как бы умаляется до беспредельно малой величины, но вместе с тем входит в духовный мир, открываемый иконой. Фигуры и предметы, изображаемые на иконе, не удаляются и  не скрываются в зависимости от расстояния, потому что в этом особом мире расстояние есть категория духовная, а не по земному пространственная, выражаемая в метрах, километрах.

Какие цвета на иконе встречаются чаще всего и что они обозначают?

Золотым цветом в иконе возвещается радость. Золото на иконе символизирует Божественную энергию, самого Бога.

Желтый – также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный или багровый. Это цвет царя, Бога  на небе. Этот цвет присутствует в иконах на одеждах Богоматери – Царицы Небесной.

Красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни и мучений, цвет Жертвы Христа. В красных одеждах  изображали мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога серафимов. Иногда писали красным фоны – как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного вечного мира. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.

Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.

В иконе, как и в картине, происходит обобщение по вполне  определенному принципу – общее выражено через частное. Но в картине это  частное  носит сугубо личные, неповторимые  черты. Поэтому картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение. Если  на законченной картине  художник  ставит  свою подпись,  что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе  надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. Картина должна быть  эмоциональна,  так как  искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Кисть  иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места.

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные  общественные умонастроения.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Икона – не иллюстрация Священного Писания церковной истории, не портрет святого, хотя познавательная и просветительная функция священных изображений всегда учитывалась Церковью. Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой.

Для нас сегодня важно понять, что образованный, воспитанный человек будет с особым почтением относится к иконам как священному предмету, уважая чувства верующих людей.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение: «Распределите отличительные особенности иконы и картины».

Существует система ознакомления с иконой детей дошкольного возраста. Основной ее принцип – от простого к сложному.

2 часть – практическая

Ведущий. Сейчас предлагаю вам побывать в роли детей старшего дошкольного возраста и принять участие в занятии по ознакомлению с иконой «Благовещение».

Обращайте внимание на экран, где будут написаны методы и приемы, используемые в занятии. У нас сегодня необычное занятие. Я надеюсь, что оно пройдет интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете пополнить свои знания.

Обратите внимание на представленные слайды. Найдите пейзаж, натюрморт или портрет (ответы)

Что же такое икона? Возможно, многие из вас уже встречали в своей жизни иконы? Где может произойти встреча с иконой? (в церкви, в музее, дома, в книге) (ответы)

А вы знаете, как появилась первая икона? Предание так рассказывает: Благочестивый Эдесский царь Авгарь просил Христа прийти и исцелить его от болезни, либо прислать Свой портрет. Для этого Авгарь послал к Иисусу Христу придворного живописца. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом  отпечатался Его Лик. Так появилась первая икона.

(спокойная фоновая музыка)

Господь Свой Лик явил на полотне,

Создав икону Спас Нерукотворный.

Мы этот образ в Храме на стене

Увидели на полотне узорном.

Икона в переводе с греческого это значит «Образ», «изображение». Но икона – не обычная картина. Скажите, кого изображают на иконах? (ответы)

Совершенно верно. Икона не просто произведение искусства – это молитвенный образ. Иконы пишут художники-иконописцы по особым правилам – иконописным канонам. Иконы имеют прямоугольную форму. Они писались на деревянных досках. Доски брали от таких деревьев, как липа, сосна, кипарис. Доски сушили, проклеивали тканью, грунтовали, шлифовали, а затем мастер наносил сюжет и приступал к раскрашиванию. Иконы писались натуральными красками, замешанными на яичном желтке.

На Руси к иконописцам относились с большим уважением. Иконописец должен соблюдать правила нравственности: быть смиренным, жить в посте, молитве, часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться и исповедоваться. Перед началом работы художник постился, ходил в баню, надевал чистую рубашку.

(фоновая музыка)

Однообразен темный цвет,

И дремлет краска вековая,

Но в этом греческом письме,

Но в этой красоте старинной

Есть тайна, внятная душе.

Каждый день церковного календаря отмечен каким-либо особенным событием, праздником. Но, конечно, важнейшими праздниками являются те, которые связаны с земной жизнью Самого Спасителя и Пресвятой Богородицы. Самый главный  праздник – Светлое Христово  Воскресение, или Пасха Господня.

Другие важные праздники называются двунадесятыми. Это – двенадцать главных праздников Православной церкви. Ко всем праздникам создавались иконы, изображающие событие, которому посвящен праздник.

Сегодня мы с вами познакомимся с иконой «Благовещение». Что означает это слово? (ответы) Ангел явился Деве Марии и возвестил Ей, что Она станет матерью Сына Божия. Праздник Благовещение отмечается 7 апреля. Это событие, о котором в праздничном тропаре говорится: «…спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…»

Педагоги исполняют тропарь Благовещения

Иконы к этому празднику писались по-разному, они отличались деталями. На одних иконах Дева Мария изображена сидящей за пряжей в доме Иосифа, на других Архангел Гавриил сообщает Благую Весть Ей у колодца. А «Благовещение Устюжское» представляет и Архангела и Богородицу без  каких-либо лишних деталей – на ровном золотистом фоне.

Рассматривание иконы. А перед вами икона «Благовещение с книгой». Посмотрите  на икону. Кого вы видите? Что делает Мария? Как вы думаете, какую книгу Она читает? (ответы)

Правильно, в момент явления Ангела Мария занималась чтением Священного Писания, где сказано: «…и родит Сына и наречеши имя ему Эммануил…», что означает: «С нами Бог».

(фоновая музыка)

 Прием «вхождения в икону». Дети, хотите попасть внутрь этого  изображения? Узнать, что там? Представьте, что внизу, есть крошечная золотистая дверца. Сейчас она откроется для нас. Входим! Закроем за собой ее и останемся внутри. Куда же мы попали?  Станем здесь сбоку за этой  зеленой шторой тихонько. Вам не страшно? Холодно вам или тепло? Посмотрите  на Деву Марию, какая она? Какое у нее лицо? Что в ней удивительного? Кого Она вам напоминает? (ответы)

Чтение стихотворения А. Барто «Мама»

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино,

Не в тетради, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня,

-Что ты спрятала в ладони?

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала.

А теперь подойдем к Ангелу. Что вам хочется сделать? Что вы чувствуете около него? (запахи, дуновение…). А теперь посмотрите вверх. Кого вы видите? Что означает изображение голубя? (ответы)

Почему этот луч света направлен на Божию Матерь.

Дети, может быть, вам еще что-то хочется разглядеть в этой комнате? Прием «фонарика» Представьте, что в руках у вас маленькие фонарики. Посветим ими. Какой пол? Что в углу? … (ответы) А теперь выходим. Вот, молодцы. Садитесь.

О чем бы вы хотели узнать? Зачем же Ангел приходил к Марии? (ответы)

…Ангел светлый принес Ей Блаженную Весть,

Что родит Она Божьего Сына.

Значит, роду людскому спасение есть,

Милосердие с нами отныне!..

А сейчас произойдет чудо. Мы станем волшебниками и поможем этой иконе стать живой! Не верите, что это возможно? А давайте попробуем. Мы смотрим на нее, а ведь она тоже смотрит на нас.

Театрализация

Ведущий. И времена, и лета исполнились… Есть в жизни людей часы, минуты исполненные невыразимой радости, как обещанье и залог счастья.

Таким счастьем веет на душу при воспоминании о событии Благовещения.

(пауза)

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова. Имя же Деве: Мария.

Мария. «…Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, еже есть сказано: с нами Бог…»

(задумывается)

Мария. «Я была бы счастлива стать служанкой той Девы…»

(музыка, появляется Ангел. Мария встает.)

Ангел. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами»

(Мария смутилась, отошла в сторону)

Ангел. « Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; …и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца»

(Мария стоит, смиренно опустив голову)

Мария. «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему»

(Мария и Ангел принимают позу, как на иконе)

( Занавес)

В мире нет никого и ничего сравнимого с Пресвятой Богородицей. Пробеги всю землю, осмотри моря и океаны, углубись мыслью в небеса и скажи: «Есть ли где подобное чудо?».

Педагоги исполняют песню «Посвящение Богородице»

(муз. и сл. А. Сизова)

Ведущий. А сейчас я подойду к окну и впущу сюда Птицу Фантазию, и мы будем составлять рассказ по этой иконе и тому событию, которому она посвящена. (2 – 3 человека)

Рефлексия. Сегодня вы узнали много нового об иконе. Предлагаю проверить прочность ваших знаний с помощью кроссворда.

  1. Как звали царя, который попросил художника сделать изображение Христа (Авгарь).
  2. Кто из апостолов написал первую икону (Лука)
  3. О каком образе мы можем сказать, что он не сотворен руками (Нерукотворный)
  4. Изображение, составленное из небольших разноцветных кусочков одного или различных материалов (Мозаика)
  5. Священное изображение на стене (Фреска)
  6. Лицо на иконе (Лик)
  7. Что изображено на иконе вокруг головы (Нимб)
  8. Человек, изображенный на иконе (Святой)
  9. Дом, в котором люди молятся Богу (Храм)

Молодцы! За ваше участие, знания каждый в подарок возьмет икону.

Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка, Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие - «Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Мастер класс для педагогов «Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука....

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наши поступки могут радовать и огорчать».

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наши поступки могут радовать и огорчать». Цель: Обогатить опыт детей поступками, которые мог...

Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой РоссииЗадачи:Актуализировать знания пед...