Развитие речи дошкольника
консультация

Гусева Лариса Александровна

Ваш ребенок не говорит. На что обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnika.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Памятка для родителей

                                   Развитие речи дошкольника

В скоростной век нано технологий жизнь предъявляет высокие требования, как к взрослым, так и к детям. Объем знаний, который нужно  передать детям быстро растет. Поэтому задача взрослых помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами. Основное условие успешного обучения ребенка – своевременное и полноценное формирование у него речи.

Что такое речь?

Речь – сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира, позволяющая их выразить и осознать. Речь – наиболее совершенное, емкое и точное средство общения. Овладение речью – главное достижение дошкольника. Осваивая речь, малыш овладевает знаковой системой, которая необходима для развития его сознания, мышления, общения, умения управлять своим поведением.

Органы речи.

Многие считают, что человек говорит с помощью языка, губ, гортани. Это не так. Доказано многими учеными что «речь – это прежде всего результат согла-сованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляционные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга». Так же доказано, что у правшей речевые зоны находятся в левом полушарии мозга, а у левшей в правом. Для правильного протекания речевого акта необхо-димо очень точное согласование работы речевых зон.

Какая бывает речь?

Различают речь пассивную (сенсорную) – понимание того, что говорят другие. И речь активную (моторную) – произнесение звуков речи. У малыша сначала появляется пассивная речь, понимание речи взрослого. Чтобы у ребенка уста-навилась прочная связь между предметом и словом его обозначающим, он должен не только слышать слово, но и видеть и трогать предмет. Пассивная и активная речь развиваются в единстве.

Когда развивать речь?

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего под-даются тренировки и развитию в период их естественного формирования. Для развития речи дошкольника  таким периодом являются первые три года жизни ребенка. К трем годам  в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга,  ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этот период  данной задачи не уделяется должного внимания, то отставание в развитии речи компенсируется с трудом и потребуется масса усилий, что бы наверстать упущенное.

Становление речи.

Большое влияние на развитие речи дошкольника оказывает речь окружающих взрослых. Она должна быть:

- адресована лично ребенку;

- эмоционально окрашенной, правильной, отчетливой, неспешной;

- понятной, касаться тем интересных ребенку;

- более сложной, чем у ребенка по структуре и форме.

Важно поддерживать в общении жизнерадостную  атмосферу, так как состо-яние подавленности угнетает речевую инициативу  ребенка.

Когда малыш заговорит?

В конце первого года жизни ребенок делает попытки повторять отдельные об-легченные слова, повторяя их за взрослыми. Обычно, девочки чуть раньше (8-9 мес.), чем мальчики (11-12 мес.).

Возраст ребенка

                                                      Развитие речи ребенка

9 мес.-1г.6м.

Слова ма-ма, па-па, ба-ба и т.д. Звукоподражательные слова ав-ав, му-му, тик-так. Существительные в единственном числе.

1г.6м.-1г.8м.

Попытки связать два слова во фразу (мама, дай!). Усваивается повелительное наклонение глаголов (Иди! Дай!) Выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

1г.8м.-1г.10м.

Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

1г.10м.-2г.

Словарь доходит до 300 слов. Период вопросов «что это?». Появляются грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться по отношению к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена).

3-й год

Появляются многословные фразы, придаточные предложения, к концу года – соединительные союзы и местоимения.

4-5 лет

Условная форма придаточных предложений, длинные фразы, монологи. второй период вопросов «почему?». Заключительная фаза  в развитии языка.

Данная таблица развития речи дошкольника сильно сжатая. За каждым периодом стоит большая работа и самого ребенка и окружающих его взрослых.

Почему ребенок не говорит?

В настоящее время остро стоит вопрос о задержке речевого развития у вполне здоровых детей. Ученые и специалисты разных областей изучают эту проблему и все они приходят  к выводу, что развитие речи напрямую зависит от развития тонкой моторики пальцев рук и кисти. Невропатолог Бехтерев В. М. писал, что « движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию». Психолог Д. Селли придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Важно для стимуляции своевременного развития речи у детей обеспечить общую двигательную активность и развивать мелкую моторику рук.

Игры и занятия, развивающие речь.

- разнообразные игры –потешки, игры с сюжетными игрушками, звукоподражательные игры, игры – инсценировки;

- чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй, пересказывание их детьми;

-рассматривание  и обсуждение иллюстраций к произведениям;

-демонстрация диафильмов;

-игры с предметными;

-разгадывание загадок;

-сюжетными картинками

- игры направленные на развитие мелкой моторики.

Рекомендуемая литература.

- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Д. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские.

Расскажи стихи руками.

- Цвыктарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...