Развитие чувства ритма у дошкольниковпо методике Т.Тютюнниковой
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_ritma_u_doshkolnikov_po_metodike_t.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма у дошкольников по методике Т. Тютюнниковой

Как сказала Л.В. Михеева: «Ритм - чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов; является ярким выразительным средством; часто определяет характер музыки».

Ритм нужен во многих областях, таких как: музыкальной, хореографической, творческой, аналитической, логической.

Чувство ритма напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.

Совсем недавно считалось, что чувство ритма невозможно откорректировать – оно является врожденным. Безусловно – многие малыши чувствуют музыку и ритмично двигаются с рождения, но есть и такие детки, у которых нужно развивать данную способность. Очень важно, чтобы занятия не были скучными и утомительными, а напротив – интересными и занимательными. От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка.

Как и многие педагоги, я на протяжении нескольких лет занималась поиском нетрадиционных путей в работе над развитием чувства ритма у дошкольников. Особое внимание обратила на программу Т. Тютюнниковой

«Элементарное музицирование». Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала, где неразрывно соединены музыка, речь и движение.

Игры и упражнения Т. Тютюнниковой я внедрила в программу по музыкальному воспитанию и использую у себя на музыкальных занятиях. Хочется поделиться некоторыми из них. Детям очень нравится начинать занятие с игр-приветствий.

Игра-приветствие «Сороконожка» (младший возраст)

Дети идут цепочкой, держат за талию друг друга, впереди воспитатель. Хором говорят слова: «Топали все ножки у сороконожки. Ножка, ножка попляши, свое имя расскажи». Останавливаются. Один ребенок произносит свое имя: «Света» (присела). Все вместе: «Света» (присели) Игра повторяется, пока все дети не скажут свое имя.

Игра-приветствие «Имена» (средний возраст)

Музыкальный руководитель говорит о том, что имя человека можно произнести по- разному. Например: «Лена, Леночка». Детям предлагается по

очереди произнести свое имя, одновременно хлопая в ладоши. А в ласковой форме будут говорить все дети, хлопая по коленкам. Ребенок: «Маша» (два раза хлопает в ладоши). Все дети: «Машенька» (одновременно хлопают по коленкам три раза).

Игра-приветствие «Я пою» (старший возраст)

Дети выстраиваются кругом. Первый человек обходит рядом стоящего, ритмически проговаривая слова: «Я пою, пою, пою и дружочка найду». Останавливается напротив стоящего рядом человека, подает руки: «Маша», другой ребенок: «Таня». Кружатся лодочкой: «Вот компания моя, вместе мы с тобой друзья».

Игра-приветствие «Мы идем» (старший возраст)

Дети идут по кругу, держась и проговаривая слова. «Мы идем, идем по кругу, скажем имя мы друг другу». Останавливаются.

1 ребенок. «Оля» (приседает). 2 ребенок: «Катя» (приседает).

Все дети вместе повторяют имена, (приседают): «Оля, Катя». Игра повторяется вновь, пока все дети не представятся друг другу.

Игры со звучащими жестами.

Разминка

Первые инструменты человека – руки, ноги, голос. Хлопки

Шлепки Притопы

Щелчки пальцами

Игра на грудной косточке

Педагог задаёт ритмы в звучащих жестах с речевой поддержкой. Каждый повторяется дважды. Движения сочетаются с шагами, прыжками, поворотами, приседаниями. Чтобы разнообразить ритмические игры вместо хлопков в ладоши я применяю палочки, «маракасики» (емкость от киндер- сюрпризов), колокольчики и т.д.

Игра «Танцевальная разминка»

Движения дети могут выполнять сразу по примеру педагога. В музыке 3 части.

  1. ч. – бег по кругу, хлопки, шлепки, поворот вокруг себя + «утята».
  2. ч. – врассыпную выполняют «моталочку». На конец каждой фразы выставляют ногу на пятку. Дети старшей и подготовительной группы могут выставить ногу на прыжке. 4 раза.
  3. ч. – дети собираются в пары «ладушки», кружение на своё усмотрение.

Игра с маленькими бубнами или гофрированными ленточками («Мексиканский вальс») (средний, старший возраст)

  1. вар.: 1 ч. Дети бегают по залу на носочках, в конце каждой фразы здороваются и говорят «привет». Между пальцами зажата ленточка.
  2. ч. Дети свободно танцуют с ленточками.

2 вар.: Игра с предметом в кругу. Дети рассчитываются на «первый» и

«второй». У «первых» предмет (шляпа, бубенчик, султанчик).

  1. ч. Играет предметом и на сильную долю передаёт соседу (повтор 4 р.).
  2. ч. «Первые» выходят танцевать с предметом в круг. В конце возвращаются на место и передают предмет следующему ребёнку. Таким образом, игру начинают то «первые», то «вторые».

Игра «часы» (средний возраст)

Будильник (тик-так), трещотка с палочкой Наручные — цокают языком, как молоточек Куранты (бом-бом), тарелка и палочка

На стене часы висели, тик-так, тик-так. Тараканы стрелки съели, тик-так, тик-так Мыши гири оторвали, тик-так, тик-так.

И часы ходить не стали тик-так, тррр….

2 вариант: (в парах) «насос», «часики», «насос», «часики», «насос», «часики». Кладут друг другу руку на голову и садятся на корточки.

Оценить результат проделанной работы помогает ежегодная диагностика детей. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с педагогами ДОУ № 30 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»

Подготовила: инструктор по физической культуреМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна...

Сообщение Методика по развитию чувства ритма дошкольников по Т.Э. Тютюнниковой

Методика по развитию чувства ритма по Т.Э.Тютюнниковой...

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.http://www.youtube.com/watch?v=1UJWMRVtU44...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...

Ритм. Ритмические схемы. Развитие чувства ритма

Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, что является шагом к развитию фонематического восприятия.  Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно б...

Игровые методики развития чувства ритма у дошкольников

laquo;Игровые методики по развитию чувства ритма»Это очень интересная, многогранная и очень востребованная тема. Как развивать чувство ритма у детей? Легко, непринужденно и в игре. Методы разви...