Игровые методики развития чувства ритма у дошкольников
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Ольга Викторовна Дериглазова

«Игровые методики по развитию чувства ритма»

Это очень интересная, многогранная и очень востребованная тема. Как развивать чувство ритма у детей? Легко, непринужденно и в игре. Методы развития чувства ритма у тетей от 3 до 10 лет примерно одинаковые и разнятся по уровню сложности и по формам работы.

В музыкальном произведении все средства музыкальной выразительности существуют одновременно. Это и мелодия, лад, ритм, тембр, динамика, регистр и т.д. Одно из выразительльных средств, которое ученые признают как базовый компонент музыкальности детей -это метроритмическое чувство.

 Почему ритм признается базовым элементом? Это часть биологического наследия. Человеческая биологическая жизнь она двухтактная, Закрыл глаза- открыл, сжал пальцы-разжал, открыл рот-закрыл, сердце сжалось-разжалось, день-ночь. Двухтактность это основа нашей биологической жизни на земле. Поэтому ребенок рождается  с внутренним ощущением пульсации из-за того, что у него бьется сердце. У музыки тоже есть сердце и оно спрятано внутри музыки.

    Чувство ритма делится на 2 составляющие- метр, пульсация сильных и слабых долей; ритмический рисунок. Поскольку работа над ритмом очень растянута во времени, на годы, то ее необходимо разнообразить. И тут нам в помощь игровые технологии, которые я  использую в своей работе и готова поделиться опытом. Я не являюсь автором данных упражнений, я просто ищу, нахожу и применяю. Всегда интересно посмотреть, а как это будет работать у меня. Для развития чувства ритма у маленьких детей сейчас сущ.много разных вариантов: электронных пособий, ритмических карточек, палочек, стаканчиков, шумовых инструментов-шуршание бумагой, приемов бодиперкуссии-звучащих жестов, и интересная технология под названием «Хор рук». Все приемы, упражнения не новы, имеют отголоски орф-педагогикии. К.Орф австр.педагог, композ.дирижер, который в середине прошлого века создал принципиально новую систему муз.воспитания детей «Щульверк». Он первый соединил музыку с движением, речью, звучащими жестами и шум.инструментами. Отсюда вышла и логоритмика, и бодиперкуссия и музицирование на шумовых инструм. Сегодня я хочу поделиться с вами наиболее игтересными приемами, которые я использую в своей работе. Они направлены не только на развитие чувства ритма в узком смысле, а решают целый спектр задач, связанных активизацией внимания, познавательного интереса, с развитием умственной деятельности.

Предлагаю всем вместе перейти к практической части.

 

« Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму!» (Конфуций)

 

 

                                     Практическая часть

1.Муз.упражнения с мешочками (Игра «Передай другу» или нар. м. «Светит месяц») (запись детей)

Упражнения с предметами является прекрасный инструментом для развития координации движений и чувства ритма. Хочу познакомить с интересным приемом, который сочетает двигательные элементы- передача предмета со звучащими жестами- бодиперкусии. Хорошая гимнастика для мозга -нейрогимнастика.

 

2.Упражнения с палочками (запись)

Палочки просто незаменимый атрибут для развития ритма у детей. Атрибут №1. С помощью палочек можно творить разные вещи. Они могут быть палочками-стучалочками, палочками -скакалочками, игралочками, палочками-превращалочками,шуршалочками Стучать можно по разным поверхностям. Соотвественно. издаваемый  звук будет разным. Стучать учимся в разных ритмах. Например,…

3. Упражнение с карточками на координацию. (стоят по кругу перед каждым участником лежит карточка с заданием, под музыку выполняются движения и дети переходят по кругу к след.карточке)

Поскольку ритм неотрывно связан с координацией,а координация напрямую с работой мозга, предлагаю еще одно упражнение с карточками.

Для развития чувства ритма очень хорошо использовать наглядные материалы. Ритмические карточки, электронные пособия -игры, ритмы на тарелочках. В ходе упражнения происходит стимуляция мозга для развития памяти, внимания и концентрации.

4. Бумажный оркестр «Шутка» Селиванов (Дети)

      Если говорить о шумовых инструментах, то их разновидностей очень много. Можно играть на всем, что звучит. И след. прием тоже очень интересен, как для развития познавательно-исследовательского интереса, так и в музыкально-исполнительском плане. Это бумажный оркестр. Что мы знаем о бумаге? Какая бывает бумага? Можно спросить детей, какие звуки издает бумага? Ее можно смять, порвать, ею можно  похрустеть, можно пошуршать. А как вы думаете, можно ли музыкальное произведение украсить шуршащими звуками? Серьезное это будет произведение, со смыслом или шуточное с юмором?

  «Шутка» Селиванов. Не смотря на внешнюю простоту, все же ребенок столкнется со сложностью в исполнении -это ритмическая точность, которая здесь нужна. Это требует внимания. Бумажный оркестр это необычно. Это креативно. Это немного с юмором.

 

6. «Бодиперкуссия» (запись + педагоги)

      Если продолжить разговор о шумовых инструментах, то тут следовало бы упомянуть о том, что, самым первым инструментом человека было наше тело,- говорил К.Орф. Слушать его и слышать, играть на нем, значит пропускать музыку и ее ритм через себя. Так родилась система «Бодиперкуссии», которую активно используют педагоги по всему миру в различных видах деятельности.

   Ритм и телесное его проигрывание это путь, который всегда и всех ведет к успеху. Лучше всего чувство ритма развивается через движение и через игру по поверхностям своего тела, таким образом ритм «Забивается» в тело и потом тело может отдавать эти ритмы в совершенно разных комбинациях.

   В дальнейшем мы просто переносим пульс сердца на музыкальные инструменты.   Сущ. 4 базовых движения -хлопки, шлепки-удары по коленям, по груди, притопы, щелчки.

      Приемов бодиперкуссии много, притопы и вариациии, хлопки и вариации, щелчки, шлепки и другие.

Прием «Шлепо-хлоп»

 Прием «Лыжник»

Некоторые движения удобно разучивать с текстом.

Например, «Голубь, Воробей, Дятел,  Соловей»

«По дороге Маша шла и корзиночку нашла»

«Мышка»

   Важно: все приемы осваиваем с текстом, потом чередуем_вслух -про себя. В конце текст убирается и остаются одни движения. Движения должны быть простыми, чтобы детям было понятно и они с уверенностью их выполняли. Можно эти движения использовать не только в  муз.композиции, можно обратиться к нар.фольклору, пословицам , потешкам.

  • А.Барто «Зайку бросила хозяйка» или «Уронили Мишку но пол» (запись)

  • Вальс с ладошками (запись фрагмента)

  • М.Глинка «Полька» (запись фрагмента)

  • «Гуси» муз.композиция со словами (запись 1и 2 куплета)

С педагогами:

  • «Полька» усложненный вариант

  • «Ах, березка»

Хлопки улучшают циркуляцию, способствуют улучшению тонуса мышц. Активизируется внимание, улучшается координация движений, задача по развитию чувство ритма успешно решается.

7. В заключении я хотела поделиться еще одной интересной музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (по методике Т. Боровик) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

   Автор Т. А.Боровик - музыковед, практикующий педагог в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей, исследователь.

   Все мы знаем, что такое хор_это коллектив, состоящий из нескольних голосов. Но в данном случае не о певческом 2-х голосии, а о двигательном. Суть технологии «Хор рук» сводится к тому,  все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

 

Данная технология направлена на развитие: 
• координационной свободы движения, 
• чувства ритма, 
• внимания, 
• ансамблевой слаженности, 
• способности к двигательной импровизации, фантазии детей.      

 

   Суть приема в том, чтобы при помощи жестов, движения рук и туловища, передать музыкальный образ. Это похоже на ритмопластику, только при помощи рук и атрибутов. Происходит проживание образа при помощи пластических произвольных движений что оказывает положительное психологическое влияние на организм ребенка,  гармонизирует его психологические функции, оказывает коррекционное воздействие на детей с ОВЗ.

         Особенностями являются: 

 Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.

     В зависимости от выбранного музыкального материала, темы, сезона, сюжета, поставленных задач получаются самые разные по настроению и характеру композиции: «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек», «Оркестр», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «На морском побережье». 

    В хоре рук используются дополнительные атрибуты, которые закрепляются на руках детей, что способствует более глубокому восприятию музыки и развитию творческого и ассоциативного мышления.

   Начинается работу с разучивания одноголосия, т.е. одной партии.

Педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером». Также разучивается отдельно вторая партия, позже 2 партии соединяются одновременно. Для показа можно привлекать воспитателя группы. По мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей (для подг.гр.)

 

 Фрагмент Хор рук «Цветы и бабочки» (запись фрагмента)

Фрагмент «Солнышки и капельки» (педагоги)

   В заключении можно сказать, что применение этих технологий интересно, занимательно, полезно и результативно.  Самое главное правило- двигаться от простого к сложному, развивать и закреплять навыки в игровых формах , педагогу потребуется желание, немного фантазии, увлеченность своей идеей.Проявляя творческий подход можно прийти к хорошим результатам.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные и игровые технологии для развития чувства ритма у дошкольников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

"Развитие чувства ритма у дошкольников"

Теоретическая часть и практическая часть. Игры....

Развитие чувства ритма у дошкольников.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения...

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»

laquo;Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»...