Главные вкладки

    "Развитие чувства ритма у дошкольников"
    учебно-методический материал по музыке на тему

    Наталия Юрьевна Лебедева

    Теоретическая часть и практическая часть. Игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_chuvstva_ritma_u_doshkolnikov.docx23.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

    Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

    Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

    Среди определений ритма можно наметить три основные группы: 1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. 2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами. 3. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического). Идеал ритма — точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких), Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего рода резонанс, Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было хаотичным, имело бы определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим. 

    Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

    Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест

    Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.

    Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

    Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

    Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей.

    Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

    Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

    Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей.

    В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, на, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

    В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

    Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

    Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

     

     1.    Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка).

      Стоят шеренгой, тактируют.

     По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

     

    2.    «Ежик и барабан»

    Музыкальный руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане (или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.

    С барабаном ходит ежик,

    Бум - бум - бум!

    Целый день играет ежик,

    Бум - бум - бум!

    С барабаном за плечами,

    Бум - бум - бум!

    Ежик в сад попал случайно

    Бум - бум - бум!

    Очень яблоки любил он

    Бум - бум - бум!

    Барабан в саду забыл он

    Бум - бум - бум!

    Ночью яблоки срывались

    Бум - бум - бум!

    И удары раздавались

    Бум - бум - бум!

    Ой, как зайчики струхнули!

    Бум - бум - бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули

    Бум - бум - бум!

     

    3.    Диалог «Дятел»:

    Дятел сел на толстый сук

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    У: Всем друзьям своим на юг

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    У: Телеграммы дятел шлет,

    Что весна уже идет,

    Что растаял снег вокруг:

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    У: Дятел зиму зимовал,

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    У: В жарких странах не бывал!

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    У: И понятно, почему,

    Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

     

    4.    «Шумит оркестр».

    Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.

    Кыш - кыш (свободное движение рук)

    Хлоп - хлоп (в ладоши)

    Шлеп - шлеп (по коленям)

    Топ - топ ( ноги поочередно)

    Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

     

    5.    На фланелеграфе выложить ритм:

    Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.

    Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

     

    6.    Игра «Ритмическое эхо».

    Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

     

    7.    Игра «Хлопот в такт».

    Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

     

    8.    Игра «Музыкальные топотушки».

    Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.

     

    9.    Показ рукой - ударение на каждое слово.

    Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?

    (Можно прыгать как зайчики).

     

    10.    В старом лапоточке,

    По рытвинам, по кочкам,

    Все прямо и прямо - 2 раза.

    А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).

     

    11.    «Перевертушки»

    На эти слова должны быстро повернуться.

    Ой, чки, чки, чки, огурчики.

    Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.

     

    12.    «Сыграй, как я».

    Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.

    Ход игры: музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

     

    13.    Одновременный поклон, хлопок в ладоши.

    Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).

     

    14.    Пение с движением руки по движению мелодии.

    Сила звука: открывать ладонь и закрывать.

    Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

    Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

    Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

    Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

    Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

    Развитие чувства ритма у дошкольников.

    Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения...

    статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

    Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

    Упражнения для развития чувства ритма у дошкольников.

    Рекомендации для родителей- как развить чувство ритма у дошкольников....