Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по музыке

Михеева Любовь Евгеньевна

Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.

http://www.youtube.com/watch?v=1UJWMRVtU44

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Конспект вебинара

Ведущая:

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна

Принципы приема работы над ритмом от 3-до10 лет примерно одинаковы, разнятся только в уровне сложности и уровню постепенных переходов к новым формам работы. Из-за неправильного функционала.

 в дошкольных учреждениях работа музыкального руководителя сводится исключительно только лишь в подготовке детей к утренникам. Музыкальный руководитель должен отдавать себе отчет в том, что в детском саду он занимается первичным развитием музыкальности. Это наша первоначальная задача.

Выбирая репертуар в том или ином отрезке времени, мы исходим исключительно из двух посылов:

  1. Полезность и нужность разучивания песни, танца, оркестра и т.д. на данном этапе для данной группы детей.
  2. Качественность репертуара, это его высокие духовные и художественные качества.

Если репертуар очень интересен и полезен с точки зрения руководителя, но при этом оставляет детей равнодушными и не дает им возможность для игры и веселия, для развития, для воображения и фантазии все это практически будет означать фиаско. Нет ничего хуже работы с детьми, чем скука.  

Итак, выбирая репертуар мы обращаем внимание не только на его полезность, но и на возможность игры. Все остальные мотивы в подборе репертуара должны остаться за кадром. Вы имеет право выслушивать советы заведующей, воспитателей и т.д., но решение, как музыкальный руководитель, исключительно принимаете только вы сами.

В выбранном репертуаре все средства выразительности находятся слитно. Там в песенке есть тональность, те или иные интонации, есть ритм, есть гармония и штрихи, динамика и.д.

РИТМ.

Одним из выразительных средств является РИТМ.  Метроритмические чувства учеными признается, как базовый компонент музыкальности детей. Ритмичный ребенок – это ребенок, внутри которого живет ощущение музыки, это его драйв, это его нерв. Ребенок может на сразу чисто петь, но он может этому быстро научится, но отсутствие базового компонента чувства ритма говорит о том, что ребенку нужно серьезно этим заниматься.

Ритмическое чувство – это часть биологического наследия ребенка. Вся биологическая жизнь человека с раннего его детства проходит в двухтактном размере и ритмически обусловлена – открыл глаза- закрыл, сжал пальцы – разжал, открыл – закрыл, черное - белое. Ощущение двухтактной пульсации оно врожденное. Из научных исследований известно, что ритм имеет телесное происхождение, поскольку это связано с некоторыми биологическими процессами, которые происходят в организме. Это прежде всего происходит за счет пульсации нашего сердца. Любой ребенок может это ощутить, приложив руку к груди. В старшей группе можно попросить детей приложить одну руку к сердцу, другой рукой по коленке (или простучать ногой, носком, прощелкать языком и т.п.) сделать этот пульс видимым. И когда все дети начинают стучать ритм сердца, то можно подыграть им на инструменте любое произведение в этом же темпе и тем самым дать детям понять, что и у музыки тоже есть сердце. Сердце спрятано внутри музыки. Можно дать детям маракас и простучать метр сердца музыки. Перенос телесных ощущений на видимые движения (прохлопать рукой, маракасом и т.п.) хорошо понятен старшим дошкольникам. С младшими дошкольниками можно просто весело хлопать, в ладоши, по коленям, ударять по груди и т.п. Все это пришло к нам из концепции К.Орфа и в нашей отечественной литературе называется – звучащие жесты или телесные инструменты. У нас есть 4 базовых движения:

  1. Хлопки
  2. Удары по коленям (шлепки)
  3. Притопы ногами
  4. Щелчки

И + один не базовый:

  1. Удар по груди.

Все это помогает ощутить ритм музыки телесно. Ритм и телесное его проигрывание – это путь, который всегда и всех ведет к успеху. Т.е. телесное ощущение ритма оно быстрее всего ведет ребенка к тому, что эти ритмы станут его внутренним ощущением и потом останется только перенести пульс на звучащий жест или инструмент.

  • МЕТР

Чувства метра и ритма — это телесно-мышечные ощущения и поэтому лучше всего эти чувства развиваются через движение и конечно через игру по поверхностям своего тела, а тело впоследствии запомнив этот ритм сможет вернуть необычные комбинации.

Чувства метра и ритма в его элементарном виде может быть разбито на две составляющие:

  1. Есть ощущение метра – это то, что называется пульсом.
  2. Ритмический рисунок.

Начинать надо с воспроизведения пульсации (метра) с младшей группы детского сада. Играть в ладошки, по плечикам, по щечкам и т.п. Ребенок, который не слышит метра, не способен «слышать» музыку, не сможет ее воспроизвести в оркестре.

Важнейшая часть, это начать со звучащих жестов любыми способами и в дальнейшем постепенный перенос ритмического пульса на инструменты. (маракасы, коробочки из-под киндера, от фломастера пустой стержень, камушки и т.д.)

Из занятия в занятие работая с детьми над стабилизацией метра необходимо варьировать, т.е. менять инструменты.

        

   

Разбудить внутри ребенка музыку - это и есть задача музыкального руководителя. Чтобы желание музицировать шло у ребенка изнктри, пробудить стремление ребенка быть музыкантом.

Речевая поддержка ритмом помогает сделать работу интересной и эффективной. Это могут быть:

- фраза в рифму и без;

- слоговая (ТА ТА ТА ти ти ТА или ЧАК ЧАК ЧАК чик чик чик)

  • СИЛЬНАЯ ДОЛЯ

На фоне метра учимся выделять сильную долю. Для этого берем более звонкий инструмент (бубен).

  • РЕЧЕВАЯ ПОДДЕРЖКА

- прохлопываем свои имена (Лена, Наташа и т.д.);

- прохлопываем имена в разных формах  (Лена – Леночка и т.д.). При этом может полное имя прохлопывать, а уменьшительну его форму простучать по груди.

- пока звенит бубен дети разбегаются, а после собираются по четверкам и простукивают цепочку имен (ЛЕ-НА ла-РИ-са ге-Ор-гий ГДЕБ).

- тоже самое, но уже с овощами. (бак-ла-ЖАН, ТЫК-ва огу-РЕЦ чес-НОК)

   

Ку-ку-ру-за по-ми-ДОР ЛУК чес-НОК или

ку-ку-ру-ЗА ЛУК по-ми-ДОР чес-НОК

Можно по порядку простучать ритм, а можно и в разнобой с помощью звучащих жестов или инструментов.

- можно спрятать слова (фи-ни ли-мо ба-на кос ки-ви пер-сик аб-ри-кос)

Ту-ти фрути ти-ри ти-ри та….

УгадАй, что звучИт (педагог на бубне отстукивает бУбен, БУ-бен)  дети потом повторяют ритм и слово бУбен БУ-бен) и т.д. а в конце цепочка слов рубель-маракас бубен клавесы

 Воспитание чувства ритма с помощью речи, а потом снятие этой речи, когда остается чистый ритм это один из приемов, который приведет к успеху очень быстро.  Детям будет интерсно и легко, потому что речевую поддержку можно сохранить в памяти. Это исторический путь очищения ритма от власти слов. Музыка много лет обслуживала драму, была служанкой поэзии и тесно связана со словом. Музыка в очищенном виде, когда стала искусством расталась с поэзией. И когда мы используем то как развивалось музыкальное мышление, то как человек начинал осознавать сильные элементы музыки в чистом виде – это есть путь, котрый предлагает система К.Орфа идти с детьми. Поэтому эффективность метода необычайно высока и приводит к успеху.

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ РИТМА

На предметах

- четверть – большой предмет, восьмая – маленький,паузы – пуговица.  

Та ти ти Та мо Та мо

Под стаканчик можно спрятать пуговицу. Сперва отстукиваем ритм

Та ти ти Та,

потом убираем стаканчик

мо ти ти Та и .т.д.

- заменить Та ти на Кря кря кря и т.д.

- ритмические разговоры разных героев.

На пальцах

 

Один палец – Та

Два пльца ти ти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с педагогами ДОУ № 30 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»

Подготовила: инструктор по физической культуреМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна...

Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....

План по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».

Цель:·        Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.·        С...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...

Мастер-класс «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Описана работа над развитием чувства ритмау детей дошкольного возраста....