Игровые методики работы над чувством метроритма у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке

!!!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровые   методики   работы над чувством метроритма у детей дошкольного возраста

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления. Одно из самых выразительных средств, которое сейчас учеными признается как базовый компонент музыкальности детей - это метроритмическое чувство. О нем мы сегодня будем говорить в аспекте игровых подходов для того, чтобы работу эту сделать интересной и увлекательной.

Музыкальный ритм в широком смысле можно определить, как распределение во времени музыкальных длительностей, подчиненное равномерному чередованию сильных и слабых долей времени, которое совершается с определенной скоростью.

Если о чувстве ритма говорят, как о первичном проявлении музыкальности. следовательно, формирование чувства ритма – одна из важнейших задач музыкального руководителя в детском дошкольном учреждении. Важнейшую роль ритма в развитии музыкального слуха подчеркивал Генрих Нейгауз, повторяя слова Ганса фон Бюлова «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».

                 Ритмическое чувство-это часть биологического   наследия ребенка. Он рождается с элементарными внутренними   представлениями о ритме, потому что вся человеческая жизнь ритмически   обусловлена: лето-зима, осень-весна; утро-день-вечер-ночь; открыл глаза-закрыл глаза, сжал пальцы-разжал пальцы, открыл рот- закрыл рот, открыл дверь-закрыл дверь. Человеческое сердце тоже бьется ритмично. Не случайно, когда малыш только-только встает на ножки, держась за колыбельку, он уже может пританцовывать и делает он это    ритмично. Из этого можно сделать    вывод, что   двухдольная пульсация – это врожденное чувство.

Из научных исследований нам сейчас известно, что ритм имеет телесное происхождение, поскольку это связано с некоторыми биологическими процессами, которые происходят в организме.  И прежде всего ощущение внутреннего ритма у нас происходит за счет работы сердца. Дети старшей группы детского сада начинают осознавать эти понятия. Чтобы провести параллель, можно   предложить детям одну руку приложить к сердцу, и слушая, как бьется сердце отстукивать пульс по колену, носком ноги, щелкать языком. Когда вся группа одновременно выполняет движения, тогда можно начать играть мелодию польки и детям сказать: «Посмотрите,   у музыке тоже есть сердце, оно бьется. Мы его тоже можем   услышать, но не громко. Сердце спрятано внутри музыки.».  Затем можно метрическую пульсацию исполнять на маракасах, палочках. Сделать пульс сердца видимым, а потом перенести его на инструменты. Этот прием понятен старшим дошкольникам

В младшем возрасте дети весело хлопают, шлепают, топают. Очень хороший способ - удар по груди. Все это пришло в нашу педагогику из концепции Карла Орфа.  В нашей стране это называется звучащие жесты или можно назвать телесные инструменты, так как первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Мы знаем примеры потрясающего чувства метроритма у африканцев, потому что у них помимо ударных инструментов главным инструментом является человеческое тело.

Чувство метроритма можно разделить на две составляющие. Есть ощущение метра, что называется метрической пульсацией, а вторая составляющая – ритмические рисунки.  

Мы начинаем играть ритмический пульс в ладоши, по коленям, по груди. Ударять можно по любой части тела, благодаря этому можно разнообразить занятия. Метрический пульс всегда играем одинаково, пока звучит музыка. Для малышей это примерно 8 тактов. Постепенно переносим игру метрического пульса на инструменты. Инструменты могут быть  самодельными:   яички от киндеров с разной крупой, горохом, фасолью.

При работе над ритмическим рисунком в детском саду могут быть четвертные, восьмые длительности, иногда половинные, шестнадцатые, паузы. Можно использовать принятую в нашей стране ритмическую подтекстовку названия длительностей: та -та(четверть), ти -ти (восьмые), ти- ли(шестнадцатые), пауза (руки развести в стороны). Можно использовать разные варианты, чтобы однообразная работа над метрическим пульсом стала веселой игрой.

Телесные движения и инструменты – это важнейший фактор работы над ритмом, но у нас есть еще важнейший элемент в работе над ритмом – это слова, речь. Самые простые ритмы для детей заключены в их именах. Вариантов здесь может быть очень много. Например, каждый ребенок проговаривает свое имя и прохлопывает ритм четвертными и восьмыми. Такое занятие тоже можно превратить в интересную игру, составляя   цепочку из имен.

         Очень эффективным способом в работе над ритмом являются   карточки   из   овощей и фруктов, одновременно используя звучащие жесты и музыкальные инструменты, дети проговаривают названия овощей и фруктов. Можно разделить детей на две команды и поиграть в увлекательную игру. Следующим этапом может быть разучивание со старшими   детьми   речевой    игры   Т.Э.Тютюнниковой    «Тутти- фрутти».

Воспитание чувства ритма с помощью речи, а затем исполнение без речи ритмического рисунка – один из приемов, который помогает легко детям усваивать тот или иной ритм, потому что речевую поддержку можно сохранить в памяти. 

Уделяя большое внимание в своей работе развитию метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного и продуктивного   взаимодействия    с детьми.



Предварительный просмотр:

Игровые   методики   работы над чувством метроритма у детей дошкольного возраста

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления. Одно из самых выразительных средств, которое сейчас учеными признается как базовый компонент музыкальности детей - это метроритмическое чувство. О нем мы сегодня будем говорить в аспекте игровых подходов для того, чтобы работу эту сделать интересной и увлекательной.

Музыкальный ритм в широком смысле можно определить, как распределение во времени музыкальных длительностей, подчиненное равномерному чередованию сильных и слабых долей времени, которое совершается с определенной скоростью.

Если о чувстве ритма говорят, как о первичном проявлении музыкальности. следовательно, формирование чувства ритма – одна из важнейших задач музыкального руководителя в детском дошкольном учреждении. Важнейшую роль ритма в развитии музыкального слуха подчеркивал Генрих Нейгауз, повторяя слова Ганса фон Бюлова «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».

                 Ритмическое чувство-это часть биологического   наследия ребенка. Он рождается с элементарными внутренними   представлениями о ритме, потому что вся человеческая жизнь ритмически   обусловлена: лето-зима, осень-весна; утро-день-вечер-ночь; открыл глаза-закрыл глаза, сжал пальцы-разжал пальцы, открыл рот- закрыл рот, открыл дверь-закрыл дверь. Человеческое сердце тоже бьется ритмично. Не случайно, когда малыш только-только встает на ножки, держась за колыбельку, он уже может пританцовывать и делает он это    ритмично. Из этого можно сделать    вывод, что   двухдольная пульсация – это врожденное чувство.

Из научных исследований нам сейчас известно, что ритм имеет телесное происхождение, поскольку это связано с некоторыми биологическими процессами, которые происходят в организме.  И прежде всего ощущение внутреннего ритма у нас происходит за счет работы сердца. Дети старшей группы детского сада начинают осознавать эти понятия. Чтобы провести параллель, можно   предложить детям одну руку приложить к сердцу, и слушая, как бьется сердце отстукивать пульс по колену, носком ноги, щелкать языком. Когда вся группа одновременно выполняет движения, тогда можно начать играть мелодию польки и детям сказать: «Посмотрите,   у музыке тоже есть сердце, оно бьется. Мы его тоже можем   услышать, но не громко. Сердце спрятано внутри музыки.».  Затем можно метрическую пульсацию исполнять на маракасах, палочках. Сделать пульс сердца видимым, а потом перенести его на инструменты. Этот прием понятен старшим дошкольникам

В младшем возрасте дети весело хлопают, шлепают, топают. Очень хороший способ - удар по груди. Все это пришло в нашу педагогику из концепции Карла Орфа.  В нашей стране это называется звучащие жесты или можно назвать телесные инструменты, так как первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Мы знаем примеры потрясающего чувства метроритма у африканцев, потому что у них помимо ударных инструментов главным инструментом является человеческое тело.

Чувство метроритма можно разделить на две составляющие. Есть ощущение метра, что называется метрической пульсацией, а вторая составляющая – ритмические рисунки.  

Мы начинаем играть ритмический пульс в ладоши, по коленям, по груди. Ударять можно по любой части тела, благодаря этому можно разнообразить занятия. Метрический пульс всегда играем одинаково, пока звучит музыка. Для малышей это примерно 8 тактов. Постепенно переносим игру метрического пульса на инструменты. Инструменты могут быть  самодельными:   яички от киндеров с разной крупой, горохом, фасолью.

При работе над ритмическим рисунком в детском саду могут быть четвертные, восьмые длительности, иногда половинные, шестнадцатые, паузы. Можно использовать принятую в нашей стране ритмическую подтекстовку названия длительностей: та -та(четверть), ти -ти (восьмые), ти- ли(шестнадцатые), пауза (руки развести в стороны). Можно использовать разные варианты, чтобы однообразная работа над метрическим пульсом стала веселой игрой.

Телесные движения и инструменты – это важнейший фактор работы над ритмом, но у нас есть еще важнейший элемент в работе над ритмом – это слова, речь. Самые простые ритмы для детей заключены в их именах. Вариантов здесь может быть очень много. Например, каждый ребенок проговаривает свое имя и прохлопывает ритм четвертными и восьмыми. Такое занятие тоже можно превратить в интересную игру, составляя   цепочку из имен.

         Очень эффективным способом в работе над ритмом являются   карточки   из   овощей и фруктов, одновременно используя звучащие жесты и музыкальные инструменты, дети проговаривают названия овощей и фруктов. Можно разделить детей на две команды и поиграть в увлекательную игру. Следующим этапом может быть разучивание со старшими   детьми   речевой    игры   Т.Э.Тютюнниковой    «Тутти- фрутти».

Воспитание чувства ритма с помощью речи, а затем исполнение без речи ритмического рисунка – один из приемов, который помогает легко детям усваивать тот или иной ритм, потому что речевую поддержку можно сохранить в памяти. 

Уделяя большое внимание в своей работе развитию метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного и продуктивного   взаимодействия    с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"

Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной  средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из осно...

Игровая методика – как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в условиях УДОД...

Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.http://www.youtube.com/watch?v=1UJWMRVtU44...

Мастер-класс «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Описана работа над развитием чувства ритмау детей дошкольного возраста....