Игровые методики работы над чувством метроритма у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые методики17.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровые   методики   работы над чувством метроритма у детей дошкольного возраста

Юлова Наталья Леонидовна

Музыкальный руководитель

МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» дошкольная группа

Медведевского района Республики Марий Эл

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления. Одно из самых выразительных средств, которое сейчас учеными признается как базовый компонент музыкальности детей - это метроритмическое чувство. О нем мы сегодня будем говорить в аспекте игровых подходов для того, чтобы работу эту сделать интересной и увлекательной.

Музыкальный ритм в широком смысле можно определить, как распределение во времени музыкальных длительностей, подчиненное равномерному чередованию сильных и слабых долей времени, которое совершается с определенной скоростью.

Если о чувстве ритма говорят, как о первичном проявлении музыкальности. следовательно, формирование чувства ритма – одна из важнейших задач музыкального руководителя в детском дошкольном учреждении. Важнейшую роль ритма в развитии музыкального слуха подчеркивал Генрих Нейгауз, повторяя слова Ганса фон Бюлова «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».

                 Ритмическое чувство-это часть биологического   наследия ребенка. Он рождается с элементарными внутренними   представлениями о ритме, потому что вся человеческая жизнь ритмически   обусловлена: лето-зима, осень-весна; утро-день-вечер-ночь; открыл глаза-закрыл глаза, сжал пальцы-разжал пальцы, открыл рот- закрыл рот, открыл дверь-закрыл дверь. Человеческое сердце тоже бьется ритмично. Не случайно, когда малыш только-только встает на ножки, держась за колыбельку, он уже может пританцовывать и делает он это    ритмично. Из этого можно сделать    вывод, что   двухдольная пульсация – это врожденное чувство.

Из научных исследований нам сейчас известно, что ритм имеет телесное происхождение, поскольку это связано с некоторыми биологическими процессами, которые происходят в организме.  И прежде всего ощущение внутреннего ритма у нас происходит за счет работы сердца. Дети старшей группы детского сада начинают осознавать эти понятия. Чтобы провести параллель, можно   предложить детям одну руку приложить к сердцу, и слушая, как бьется сердце отстукивать пульс по колену, носком ноги, щелкать языком. Когда вся группа одновременно выполняет движения, тогда можно начать играть мелодию польки и детям сказать: «Посмотрите,   у музыке тоже есть сердце, оно бьется. Мы его тоже можем   услышать, но не громко. Сердце спрятано внутри музыки.».  Затем можно метрическую пульсацию исполнять на маракасах, палочках. Сделать пульс сердца видимым, а потом перенести его на инструменты. Этот прием понятен старшим дошкольникам

В младшем возрасте дети весело хлопают, шлепают, топают. Очень хороший способ - удар по груди. Все это пришло в нашу педагогику из концепции Карла Орфа.  В нашей стране это называется звучащие жесты или можно назвать телесные инструменты, так как первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Мы знаем примеры потрясающего чувства метроритма у африканцев, потому что у них помимо ударных инструментов главным инструментом является человеческое тело.

Чувство метроритма можно разделить на две составляющие. Есть ощущение метра, что называется метрической пульсацией, а вторая составляющая – ритмические рисунки.  

Мы начинаем играть ритмический пульс в ладоши, по коленям, по груди. Ударять можно по любой части тела, благодаря этому можно разнообразить занятия. Метрический пульс всегда играем одинаково, пока звучит музыка. Для малышей это примерно 8 тактов. Постепенно переносим игру метрического пульса на инструменты. Инструменты могут быть  самодельными:   яички от киндеров с разной крупой, горохом, фасолью.

При работе над ритмическим рисунком в детском саду могут быть четвертные, восьмые длительности, иногда половинные, шестнадцатые, паузы. Можно использовать принятую в нашей стране ритмическую подтекстовку названия длительностей: та -та(четверть), ти -ти (восьмые), ти- ли(шестнадцатые), пауза (руки развести в стороны). Можно использовать разные варианты, чтобы однообразная работа над метрическим пульсом стала веселой игрой.

Телесные движения и инструменты – это важнейший фактор работы над ритмом, но у нас есть еще важнейший элемент в работе над ритмом – это слова, речь. Самые простые ритмы для детей заключены в их именах. Вариантов здесь может быть очень много. Например, каждый ребенок проговаривает свое имя и прохлопывает ритм четвертными и восьмыми. Такое занятие тоже можно превратить в интересную игру, составляя   цепочку из имен.

         Очень эффективным способом в работе над ритмом являются   карточки   из   овощей и фруктов, одновременно используя звучащие жесты и музыкальные инструменты, дети проговаривают названия овощей и фруктов. Можно разделить детей на две команды и поиграть в увлекательную игру. Следующим этапом может быть разучивание со старшими   детьми   речевой    игры   Т.Э.Тютюнниковой    «Тутти- фрутти».

Воспитание чувства ритма с помощью речи, а затем исполнение без речи ритмического рисунка – один из приемов, который помогает легко детям усваивать тот или иной ритм, потому что речевую поддержку можно сохранить в памяти. 

Уделяя большое внимание в своей работе развитию метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного и продуктивного   взаимодействия    с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"

Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной  средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из осно...

Игровая методика – как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в условиях УДОД...

Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.http://www.youtube.com/watch?v=1UJWMRVtU44...

Мастер-класс «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Описана работа над развитием чувства ритмау детей дошкольного возраста....