Мастер-класс «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»
материал

Описана работа над развитием чувства ритмау детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Малыш»

МАСТЕР – КЛАСС

 «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Составитель: Костылева

Елена Павловна

Музыкальный руководитель

1 квалификационная категория

п. Пионерский, 2019

Цель: поделиться опытом по использованию игровых технологий, способствующих развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить и представить участникам мастер-класса игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в ритмических упражнениях со звучащими жестами по развитию чувства ритма:
  • убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Форма проведения:

мастер-класс с педагогами.

Материально-техническая база:

  • помещение для проведения мастер-класса;
  • детские музыкальные шумовые инструменты: ксилофон, тамбурин, клависы, большой барабан, треугольники.

Продолжительность проведения: 12 минут.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ путем овладения игровых технологий по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Участники: мастер-класс рассчитан на педагогов ДОУ

Структура мастер-класса:

1 часть – презентация своего опыта.

2 часть – практическое занятие с педагогами.

3 часть – видео «Работа с детьми над ритмом»

4 часть – номер воспитателей. Африканская народная песня «SIMAMA KAA»

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования ритмических приветствий и упражнений, познакомятся с игровыми технологиями  по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Вступительное слово

СЛАЙД 1

Добрый день! Уважаемые коллеги!

Сегодня я бы хотела поделиться своим опытом работы по теме: Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 2

За 8 лет педагогической работы с детьми в ДШИ, я пришла к выводу, что в последние годы у большинства детей слабо развито чувство ритма. Отсюда у них появляются проблемы с речью, с интонированием, с координацией движений, они зажаты и не эмоциональны.

СЛАЙД 3

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. 

Музыкальный ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Из всех музыкальных способностей, чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует даже мнение, что развивать его не возможно, т.к. оно является врожденным.

СЛАЙД 4

Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов: Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, Ирины Михайловны Каплуновой, Ленки Поспешиловой доказали обратное. Самое главное, это начать в раннем возрасте.

СЛАЙД 5

Поэтому, придя работать в 2018 году в Детский сад «Малыш», я сразу стала применять на занятиях ритмические упражнения на развитие чувства ритма.

СЛАЙД 6

На своих занятиях я использую игры с наглядными пособиями,

СЛАЙД 7

игры с игрушками,

СЛАЙД 8

игры с различными предметами,

СЛАЙД 9

пальчиковые гимнастики и игры с именами,

СЛАЙД 10

ритмические карточки,

СЛАЙД 11

ритмические упражнения со звучащими жестами и речевые игры,

СЛАЙД 12

игры на ДМИ.

СЛАЙД 13

Все эти упражнения и игры проходят в игровой форме, чтобы детям было интересно, увлекательно, познавательно и завораживающе. В игровой форме дети овладевают координацией движений, с речью, с ритмическим рисунком и с музыкой.

СЛАЙД 14

Сегодня вашему вниманию я предложу ритмические упражнения со звучащими жестами, так как это лучшее средство метроритмического воспитания. Ведь телесная память – самая сильная память для запоминания. И данные ритмические упражнения могут применять не только музыкальные руководители, но и воспитатели, логопеды, психологи и даже инструкторы по физической культуре.

СЛАЙД 15

  1.  «Приветствие миру».

Начнем мы с ритмического приветствия, которое я назвала «Приветствие миру».

- развивает у детей слуховые представления о равномерной метрической пульсации;

- развивает координацией движений и слов;

- развивает внимание;

- знакомит с понятием «Добрый день!» на разных языках.

(показ приветствия)

Попрошу вас встать на ноги. У нас существует пять основный звучащих жестов или тембров - это щелчки, хлопки, удары по грудной клетке, мы их называем с ребятами бом-бом, шлёпы и притопы.

Познакомимся с ритмической формулой:

2\4

бом-щёлк  хлоп-хлоп

  ти-ти       ти-ти          

бом-щёлк  хлоп-хлоп

  ти-ти       ти-ти          

 

бом-бом  шлёп-шлёп     ТОП   ТОП

  ти-ти       ти-ти           ТА       ТА

А теперь соединим ритм и слова: 

Guten Morgen! и Good Morning!

Скажем мы все вместе.

Buenos dias! и Buongiorno!

В ритме, в песне, в жесте.

Выучим песенку:

Guten Morgen! / Гутэн морген (по-немецки)

Good Morning! / Гуд монинг (по-английски)

Buenos dias! / Буэнос диас!  (по-испански)

Buongiorno! / Бонжорно (по-итальянски)

А теперь все соединим!

СЛАЙД 16

  1. Речевая игра «На стене часы висели»

Сейчас мы с вами познакомимся с речевой игрой «На стене часы висели».

(показ игры)

Игра развивает у детей слуховые представления о равномерной метрической пульсации, длинных и коротких звуках.

Выучим формулу:

2/4:

Топ-топ  шлеп-шлеп  

   ти-ти     ти-ти    

Шлип-шлип бом-бом

      ти-ти        ти-ти    

ХЛОП   ЩЁЛК  

    ТА         ТА

ХЛОП   ЩЁЛК  

    ТА        ТА

Теперь добавляем к ритму слова потешки:

На стене часы висели:

«Тик-так, тик-так».

Тараканы стрелки съели:

«Тик-так, тик-так».

Мыши гири оторвали:

«Тик-так, тик-так».

И часы ходить не стали:

«Тик-так, тр-р-р-р-р».

Когда вы с детьми выучите эту игру, то ее можно разнообразить. Как?:

  1. Мы эту игру сделаем по подгруппам: разделимся на 2 группы.

1 группа будет неизменно говорить:

  ТИК          ТАК  

ХЛОП      ЩЁЛК

    ТА             ТА

   

   тик-тик       ТАК

Хлоп-хлоп    ЩЁЛК

     ти-ти         ТА

2 группа повторяет первоначальный вариант        

                                                   

Соединяем.

2 группа не забывает, что у 1 группы 2 такта вступления. Начинаем.

  1.  Исполнять 2-мя группами уже с инструментами. 

Например, 1 группа будет говорить и играть на палочках, а 2-я на треугольниках.

На стене часы висели:

«Тик-так, тик-так».

Тараканы стрелки съели:

«Тик-так, тик-так».

Мыши гири оторвали:

«Тик-так, тик-так».

И часы ходить не стали:

«Тик-так, тр-р-р-р-р».

Палочки

Треугольники

Палочки

Треугольники

Палочки

Треугольники

Палочки

Треугольники

Готовиться на переключение видео

Такие упражнения и игры детям очень нравятся, они с радостью их выполняют и предлагают свои варианты исполнения.

Вашему вниманию предлагаю посмотреть видео, как я работаю с детьми над чувством ритма. От 2-й группы раннего развития до подготовительной группы.

  1. Видео детей

СЛАЙД 17

В заключение своего мастер-класса мы с воспитателями хотим вам показать, как с помощью ритма, звучащих жестов и инструментов можно сделать полноценный номер. Итак:

  1. Африканская народная песня «SIMAMA KAA»

Спасибо за внимание!

СЛАЙД 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма в повседневной жизни детей....

Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов

Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов...

Мастер-класс по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Мастер-класс "Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....

Мастер класс с педагогами ДОУ № 30 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»

Подготовила: инструктор по физической культуреМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна...

Презентация-Мастер класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах,с использованием нетрадиционных материалов".

Как использовать музыкальные инструменты и инструменты изготовленные из подручного материала в развитии чувства ритма....

Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.http://www.youtube.com/watch?v=1UJWMRVtU44...