Консультация для родителей на тему "Воспитание самостоятельности и трудолюбия у детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Петрова Александра Львовна

Воспитывая самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания. Если сами не будем складывать вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем лишь требовать это от детей, то нам не удастся воспитать у своего ребѐнка привычки к аккуратности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_s_roditelyami.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание консультации с родителями на тему:

«Воспитание самостоятельности и трудолюбия у детей 4-5 лет»

Цель: расширить компетентность родителей по вопросам формирования положительного отношения к труду и воспитание самостоятельности.

Задачи:

1.Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (трудовых навыков, компонентов трудовой деятельности, общественных мотивов труда)

2.Развивать личность ребенка (личностных черт самостоятельности, ответственности и инициативности, выработать привычку к трудовому усилию, трудолюбию, готовность включаться в труд; развивать положительные взаимоотношения между детьми, взаимопомощи, заботы о товарищах).

3. Воспитывать положительные отношения к труду у взрослых (уважения к трудящемуся человеку, бережному отношению к результату его труда, интересов к труду у взрослых, стремление оказывать посильную помощь)

Своѐ выступление, воспитания самостоятельности и трудолюбия у детей хочу начать со стихотворения «Я сама» (И.Муравейка).

                                      -Давай будем одеваться…… Я сама! Сама!

                                      -Пойдем будем умываться…….. Я сама! Сама!

-Ну, идѐм хоть причешу я……… Я сама! Сама!

                                      -Ну давай хоть накормлю я…….. Я сама! Сама!

Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывается с раннего детства. Дети по природе своей активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас не знакомо стремление ребѐнка к самостоятельности. «Я сам» – говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки и даже кормить его. Дети стремятся к самостоятельности. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребѐнка мы стремимся сделать за него все сами. Но действительно ли мы оказываем ребѐнку помощь? Как вы считаете? Может ли ребѐнок 4х-5ти лет быть самостоятельным. Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для детей этого возраста. (На доске иллюстрация ребѐнка к нему прикладывается напечатанные действия, в виде лучиков солнышка).

Обобщение: Как много уже может наш малыш, но стараясь сделать всѐ за ребѐнка, мы взрослые причиняем ему большой вред, лишая его самостоятельности, устойчивого желания самоутвердиться.

Для того, чтобы ребѐнок приобрел эти навыки требуется помощь нас взрослых. А какая? Во-первых, надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности (например, место, куда систематически ребѐнок складывает свои вещи).

Нужно сначала показать, научить, а уже потом предоставить возможности ребенка проявить себя, испробовать свои силы. И мы скоро убедимся, что ребѐнок стал наиболее ловким, умелым.

Воспитывая самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания. Если сами не будем складывать вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем лишь требовать это от детей, то нам не удастся воспитать у своего ребѐнка привычки к аккуратности. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. если забыл убрать обувь на место, будешь еѐ искать, не повесила аккуратно платье — будешь ходить в мятом. Труд по самообслуживанию требует не сложной, но чѐткой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное, систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных

  • удовлетворением личных потребностей. К четырем годам стремление к самообслуживанию угаснет, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и ноги, одевающему его взрослого и будет очень возмущѐн, если вы его попросите сделать что-то самостоятельно: Почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте 7-9 лет, он начнѐт уклоняться от выполнения ваших поручений, поэтому уместно вспомнить пословицу: Посеешь привычку — пожмешь характер, посеешь характер – пожмешь судьбу.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребѐнок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация 1: Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив ни каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своѐ намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».

Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?

Вывод: Давай попробуем, у нас все получится. Ребенок прикладывают небольшие усилия, проблема решена.

Ситуация 2: На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и там разложила на одном из столов. Выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.

Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации?

Обобщение: Убедительно попросить выполнить задание, а потом играть. (Уместно вспомнить пословицу, которая нам очень поможет: «Сделал дело – гуляй смело»).

За что можно похвалить ребѐнка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживают старание, усидчивость, находчивость ребѐнка, стремление оказать внимание, помощь родителям овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребѐнка, не достаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребѐнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребѐнка, именно поэтому вы должны быть тактичными, придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность.

Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всѐ самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поэтому можно сделать вывод. Какай именно? Больше доверять нашим детям в проявлении самостоятельности. Требования должны быть всегда справедливыми, едиными, систематичны, соответствовать возрасту детей. Важно приучить ребѐнка не надеяться на других (взрослых или детей), а воспитывать желание и делать все самостоятельно. Самообслуживание не мыслим, если взрослый не интересуется результатами их работы. И как писал В.А. Сухомлинский: Труд становится великим воспитателем, когда он входит

  • жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможно жизнь человека.

Одним из видов труда – ручной труд. Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослого изготовление из бумаги, картона, природного материала, простейших предметов, необходимых в быту и для игр. Важно воспитать у ребѐнка желание трудиться, сформировать трудовые навыки.

Уважение к результатам труда других людей возможно только в условиях тесного содружества ДОУ и семьи ребѐнка, когда осуществляется единый подход, предъявляются единые требования к ребѐнку, создаются необходимые условия для организации детского труда. Анализирую готовность ребѐнка к трудовой деятельность, нужно помнить не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд даѐт нашему ребѐнку. Трудовая деятельность способствует повышению уровня общего развития детей, расширение его интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, чувства ответственности за порученное дело, настойчивость и упорство.

  • средней группе занимаемся хозяйственно-бытовой деятельностью, который создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. Дети 4х лет ещѐ слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении. Поручение даѐм одному ребѐнку или группе детей. На ряду с этим имеют место коллективные поручения, помогаем детям распределить работу, своевременно добиваться результата, например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно, навести порядок в шкафу со строителем (ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок). Пока дети убирают, их постоянно подбадриваем «Как приятно смотреть на вас, когда вы работаете дружно и старательно – дело быстро спорится». Дети, играя, раскидывают игрушки и виноватых не всегда найдѐшь. Целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неѐ они откликнутся охотнее. Эффективно чаще использовать приѐм поощрения, говоря: «Посмотри, как Серѐжа хорошо убрал игрушки!». Причѐм, оценивая не только трудовое действие, но и умение ребенка бережно, аккуратно обращаться с игрушками. Он не бросил, а положил аккуратно на место. Так же приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые на первый взгляд не дают видимых результатов. Например, просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах. При руководстве поручениями, действующие приѐмы, игровые. Совместная деятельность показ, напоминание и поощрение.

У детей четырех, пяти лет усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Дети осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду, могут протереть пыль на шкафчиках). Проводя работу, постоянно доводим до сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его сверстников, взрослых и всех окружающих. Ребѐнок четырех лет очень доволен, если ему дадут тазик с тѐплой водой и мылом для стирки кукольной одежды. Главное выстирать хорошо и убедиться, что она стала чистой. Если вдруг у него не получилось, то отнеситесь к его попытки с уважением и пониманием, утешьте, он же старался. Скажите малышу «Я уверена, что в следующий раз у тебя получится намного лучше».

Дошкольники любят трудиться со взрослыми, часто организовываем труд детей с няней, дворником. Удачно практикуется труд детей с родителями по сооружению снежных построек. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду товарищеских взаимоотношений. Дети копируют поведение взрослых, мы являемся для них примером. Воспитывают не словами, а делами. Стараемся приучать ребят выполнять работу хорошо, доводить дело до конца, поощряем проявленную инициативу. Периодически вместе с детьми осматриваем уголок природы, чтобы они научились замечать происходящие там изменения. Важно помнить, что ребѐнка пяти лет больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно объяснять и показывать сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтоб не повредить корни, и сколько корма насыпать рыбам или птицам. Привлекаем внимание детей на внешний вид растений в процессе труда, поведение животных, учим наблюдать за ними.

Со средней группы вводятся дежурства по столовой, уголка природы по занятиям, дежурят, как правило, двое детей, трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. И здесь хорошо видно, как ребѐнок воспринимает указания, может их держать и доводить начатое дел до конца (поставить, например, на каждый стол две банки для воды, две подставки для кисточек и каждому ребѐнку положить салфетку). Одному ребѐнку достаточно сказать один раз, а другому два-три и в результате кто-то остается без кисточки, а кто-то без банки для воды, вот вам и ответственность и внимание, умение доводить начатое дело до конца, а это очень важный момент – умение сосредоточиться, сконцентрировать своѐ внимание, не отвлечься.

Важно, чтобы ребѐнок усвоил, что работать трудно, но почѐтно. Учебный труд, который встанет впоследствии для ребѐнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладевает в дошкольном возрасте. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовке детей к школе. Дети с ранних лет, воспитанные в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью

  • опрятностью, а учѐба – это тоже ежедневный, нелегкий труд, требующий концентрации и усилий, и ребѐнка необходимо готовить к этому заранее. И если мы обратимся к опыту великого педагога Марии Мантессори, то узнаем, что есть наиболее благоприятный (т.е. сензитивный) период приучения ребѐнка к порядку и труду и продолжается он только до пяти лет. После этого возраста научить ребѐнка совершать многочисленные бытовые действия бывает намного сложнее.

Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо начинать чем раньше, тем лучше.

Но:

— порученное малышу дело должно быть для него посильным и важно, чтобы он хотел что-то делать;

— выполнение вашего задания должно быть привлекательным, давать ощутимый, положительный результат и вызывало положительные эмоции, удовлетворение от полученных результатов;

— дела, которые вы поручаете ребѐнку, должны быть безопасными для него;

— продолжительность труда не должно превышать 15-20-ти минут. Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться.

Так, что если ребѐнок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом, а то, что он не очень скор в выполнении работы не страшно, научится и будет всѐ делать качественно и быстро, а воспитание трудолюбия – непростая задача, этот процесс необходим и вам и малышу.

Ошибки в воспитании трудолюбия. Труд не должен быть игрушечным,

  • должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесѐт удовлетворение ребѐнку. Разве вы будете выполнять бесполезную работу, и дети четырех, пяти лет признают только полезный целесообразный труд. Распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребѐнка «от случая к случаю». Выполнение определенных простых обязанностей просто необходимость (например, помыть посуду, подмести пол, застелить свою постель). Наличие обязанностей, которые ребѐнок должен выполнять, помогает развить у него ответственность, добросовестность, дисциплинирует, приучает тщательно выполнять необходимую работу, не только приятную, а это не мало важно. Важно не делать за ребѐнка то, что он может сделать сам. Несмотря на то, что вы можете сделать быстрее и лучше, просто упускаем «золотое время», когда ребѐнок стремится что-то делать сам, подражая нам.
  • надо приучать ребѐнка трудиться, а как говорил Пастер «Стоит только привыкнуть к труду и уже нельзя жить без него». Всѐ в этом мире зависит от труда. Очень хорошо помогает использование пословиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для взрослых." Как воспитывать самостоятельность и трудолюбие у детей".

Полезные советы по воспитанию самостоятельности и трудолюбия в детях....

Консультация для родителей "Учимся быть самостоятельными" (социально-коммуникативные представления детей)

Данный материал поможет воспитателям интересно и продуктивно провести родительское собрание...

Сообщение "Воспитание навыков самостоятельности и трудолюбия у детей младшей группы

Как воспитывать самостоятельность и трудолюбие у детей младшего возраста....

Консультация для родителей. «Как воспитать самостоятельность и трудолюбие».

Консультация для родителей.«Как воспитать самостоятельность и трудолюбие»....

Консультация для родителей. «Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей.«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое....