Статья «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Кулакова Ольга Игоревна

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Подготовила  Кулакова Ольга Игоревна

Цель:  Развивать интерес  детей к лепке из пластилина, к такому виду творчества как пластилинография.

Задачи:

- обучение  технике «пластилинография»: знакомство с приемами работы с пластилином;

- развитие интереса к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.

-освоение техники пластилинографии с целью развития мелкой моторирики рук у детей 2-3 лет.

 

Многие родители, заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой. Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.

Встречи педагогов, родителей и детей для совместной деятельности, укрепляют взаимопонимание и способствует успеху в воспитании и обучении детей. В художественно- эстетическом развитии детей, один из видов деятельности- лепка из пластилина. Она развивает художественный вкус, координацию движений, пространственное воображение, зрительную и двигательную память.

Лепка из пластилина – это эффективный метод развития мелкой моторики рук. При работе ребенка с пластилином на его ладошках и ногтевых фалангах пальцев массируются зоны нервных окончаний. Эти нервные окончания задействованы в развитии внимания, памяти и логического мышления ребенка.

Дети приходят в детский сад в возрасте 2-3 лет. Главной задачей в этом возрасте является заинтересовать малыша, вызвать интерес к лепке, не бояться брать в руки, правильно пользоваться (не брать в рот, лепить на доске, учиться согревать пластилин в ладошках, отрывать маленькие кусочки от целого куска. В дальнейшем закрепляется умение детей раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями. Соединять палочку в кольцо (баранка, колёсики). Украшать вылепленные изделия. Поощряется стремление детей украсить или дополнить работу природным и бросовым материалом. Развивается навык декоративной лепки: углублённый рельеф, налеп.

Основной задачей является развитие воображения детей. Дети много фантазируют, придумывают. Школьные педагоги утверждают, что ребёнку легче даётся обучение в школе, если у него развито воображение.

Многие родители, заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Каждое новое творческое начинание для человека – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». 

С целью развития тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста  хотелось найти что - то необычное, интересное, развивающее, а главное доступное, т.к. возраст воспитанников от 2 до 3 лет. В качестве средства для развития мелкой моторики рекомендуется использовать ПЛАСТИЛИНОГРАФИЮ.

Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям по организации работы в технике пластилинография: 

 • использовать мягкий пластилин;

• твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем или клейкой плёнкой;

• покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь";

• на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

• работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.  

 Методы и приёмы, используемые в работе с пластилином:

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

Такие техники и приёмы рисования пластилином используются в детском саду.

Перейдём к нашей практической части. Я хочу Вас познакомить с техниками и приёмами рисования пластилином, не только с теми, с которые мы освоили с детьми, т.к. они не все доступны в младшем возрасте, но и с теми, которые мы будем осваивать в дальнейшем.

1.Примазывание. 

Для того чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо взять пластилин нужного цвета и размазывать его по контуру рисунка. Предварительно сделать карандашный набросок.  Отрывая маленькие кусочки пластилина заполнить пространство рисунка, при этом поверхность можно разгладить пальцем, предварительно смоченный водой. Сверху основного цвета можно добавлять детали разных цветов и оттенков. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

2.Скатывание. 

Оторвав небольшой кусочек пластилина, из него необходимо сформировать небольшой шарик, путем катания его круговыми движениями между большим и указательным пальцами. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет.

3.Надавливание. 

Работа выполняется также, как и при приеме скатывания. Необходимо нажать на скатанный шарик пальцами, для того чтобы получилась лепешка. Надавливать необходимо на плоской основе поделки. Желательно, чтобы шарики были одинакового размера.

4.Размазывание. 

Надавливаем на скатанный шарик указательным пальцем и оттягиваем его в нужном направлении.

5.Лепки из «колбасок». 

Скатывание «колбасок». Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины. На заранее подготовленный рисунок по контуру выкладываем слепленные колбаски. Необходимо выбрать пластилин, который будет выгодно смотреться на выбранном фоне.

6.Лепка с использованием природных материалов. 

Вылепив картину или контурное изображение, далее это можно оформить природным материалом (косточки, семечки, семена и т.д.)

7.Рельефный рисунок с помощью стеки. 

8.Отпечатки.

Один из самых увлекательных уроков для детей – это отпечатки на пластилине. Сделайте лепешку из пластилина, и делайте отпечатки крышкой, игрушкой, ручкой, своим собственным пальцем, ложкой.

9.Трафаретное рисование. 

Для этой работы понадобится трафарет. Его необходимо наложить на подготовленную основу и заполнить ее пластилином. Когда трафарет будет полностью заполнен, его необходимо убрать с основы – получится готовый рисунок. Его можно дополнять деталями. Другой способ – это когда даётся трафарет – силуэт и он раскрашивается.

10.Процарапывание. 

На картон необходимо нанести тонкий слой пластилина. После чего сам рисунок процарапывается зубочисткой или стеком, как в технике граттаж.

11. Цветной пластилин, полученный резанием. 

12.Рисование пластилиновой стружкой. 

Натираем пластилин на терке и заполняем пространство рисунка.

Техники и способы рисования пластилином, с которыми мы познакомились можно использовать при рисовании как на картоне, так и на дереве, пластмассе и даже на стекле. 

Заключение.

Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности, в чём, я думаю, вы сейчас убедились.  Хочется закончит практическую часть словами В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...»

 

Список использованной литературы 

1. Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография / Н.С.Голицына, О.А.Скоролупова, Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2006. – 110 с.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. - 94 с.

3.  Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. - 48 с.

4.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.

5.  Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий / Д.Н.Колдина. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 56 с.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И.А.Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 144 с.

7.  Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб.: издательство «Каро», 2008. 112 стр.

8.  Тюфанова И.В. Мастерская юных художников / И.В.Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 250 с.

9.  Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А.Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Техники и приемырисования пластилином на картоне: 1.Примазывание.2.Скатывание.3.Надавливание.4.Размазывание.5.Лепка из «колбасок».6.Лепка с использованием природных материалов.7.Рельефный рисунок...

Долгосрочный проект «Веселые пальчики» на развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта:Игры с прищепками, шнуровкой  идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело...

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...