Буклет "Игры для автоматизации словарного запаса детей"
материал

Гараева Елена Александровна

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_.docx107.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Неизменяемые слова. Цель- познакомить детей с неизменяемыми существительными, закрепить умение использования в речи.

«Один-много»

Пальто – много пальто; какаду – много какаду; такси-много такси; кофе-много кофе; какао-много какао; пианино-много пианино; кафе – много кафе, домино – много домино, кенгуру – много кенгуру, шимпанзе – много шимпанзе и т.д.

 «Я начну, а ты продолжи»

Девочка надела пальто. По шоссе едет такси. Ребята играют в домино. Папа любит кофе. Брат съел эскимо. Наш дом рядом с метро. Музыкант играет на фортепиано. И т.д.

«Посчитай-ка»

Одно пальто, два пальто, три пальто, четыре пальто, пять пальто.

Один какаду, ……, пять какаду. Одно такси, ……, пять такси. Один кенгуру, ….., пять кенгуру.

Многозначные слова. Цель-  уточнение смысла многозначных существительных;

включение многозначных слов в словосочетания и предложения; уточнение смысла многозначного слова в зависимости от контекста.

«Кто это? Что это?»

Объясни значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; пухленькая ручка,  удобная ручка.

«У кого? У чего?»

   Определить применительно к каким предметам используются слова. 

 Ручка - у человека, двери, сумки.

Язычок - у человека, ботинка, пламени, колокольчика. Глазок - у ребенка, двери. Спинка - у человека, стула, кресла, дивана. Головка - у человека, поезда, лука, чеснока.

Веселых и познавательных игр!!!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул

«Игры

для активизации словарного запаса детей»

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4281215/pub_606361bef57165397eb76f4a_606367312b33936c161776a9/scale_1200

Подготовила: учитель-логопед Е.А.Гараева

2022 г.

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Антонимы. Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

«Закончи фразу»

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Игра «Наоборот»

«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: «Большой-маленький», можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий.

Игра «Выбери пару»

Выбрать из трех слов два слова - «неприятеля». Предлагаются слова существительные, глаголы, прилагательные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, отдавать

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Короткий, маленький, длинный.

Тяжелый, длинный, легкий.

Хороший, светлый, плохой.

«Продолжи за мной».

Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его, подбирая подходящие по смыслу слова - «неприятели».

Мальчишки бывают сильные и слабые. Яблоки растут кислые и сладкие. Дождик идет теплый и холодный. Машины бывают большие и маленькие. Звуки бывают глухие и звонкие. Песни поют грустные и веселые. Листья на деревьях висят мокрые и сухие. Герои в сказках бывают добрые и злые.

Синонимы. Цель - расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

 «Подбери действия к предметам»

Подберите как можно больше действий к предметам: Ветер — дует, воет, свистит, ревёт. Снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится. Собака — лает, рычит, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает. Мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит. Вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает.Огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает. Карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит. Яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает.

«Найди друзей».

К заданному слову нужно подобрать слово-друг. 

Идти- шагать, топать, плестись, маршировать; смеяться –хохотать; комната-кабинет, зал; товарищ-друг, приятель, знакомый; грустить- печалиться, расстраиваться; большой-огромный, крупный; маленький-миниатюрный, небольшой, крошечный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"«Особенности развития словаря детей  старшего ...

Накопление и автоматизация словарного запаса детей по теме "Насекомые"

Материал поможет родителям в развитии речи  детей. Артикуляционная гимнастика, чистоговорки и мини-диалоги подобраны по теме "Насекомые"....

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...