Наглядно - действенное мышление
статья (младшая группа)

Лысенкова Лариса Николаевна

Проблема развития детского мышления является предметом научного

исследования   психологов   и   педагогов   в   течение   многих   лет.   Современная

концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности

ребенка,   формирования   его   творческих   способностей,   воспитания   важных

личностных качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_v_doshkolnom_vozraste.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление в дошкольном возрасте.

 Проблема развития детского мышления является предметом научного

исследования   психологов   и   педагогов   в   течение   многих   лет.   Современная

концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности

ребенка,   формирования   его   творческих   способностей,   воспитания   важных

личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых

было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает

необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то

теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом

сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние

дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано

в   первую   очередь   со   средствами   массовой   информации,   опоясавшими   мир

каналами   связи,   с   утра   до   ночи   льющими   поток   разнообразных   знаний   в

детские   умы.   Сегодня   становится   все   больше   детей   с   ярким   общим

интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный

мир проявляются очень рано – в 3–4 года.  

             Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это

время   ребенок  приобретает  значительно   больше,  чем  за   всю  последующую

жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью,

мышлением, воображением, восприятием и т. п.

  В   психологии   есть   такое   понятие:   сензитивность   (чувствительность   к

воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у

детей в  2–3 года, 5-летние дети легче и лучше, чем дети  другого возраста,

обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все

сензитивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно

известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый

процесс.   Упущено   время   –   потеряны   возможности   легко   и   безболезненно

усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к

разного   рода   воздействиям,   и   если   мы   не   замечаем   результатов   каких-то

воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как

губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

Возможности   маленького   человека   велики   и   путем   специально

организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания

и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более

старших возрастов.

   И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу,

оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней

учебы   первоклассник   должен   ответственно   к   ней   относиться,   подчиняться

требованиям   и   правилам   школьной   жизни,   должен   обладать   развитыми

волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое

поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на

уроке.   Произвольным,   управляемым   должно   быть   не   только   внешнее

поведение,   но   и   умственная   деятельность   ребенка   –   его   внимание,   память,

мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться

решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно

овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного,

логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе

испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста

недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют

интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка

думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства. Таким образом,

актуальность темы, выбранной мной для исследования, представляется

очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и

внедрения различных развивающих программ, определенной умственной

акселерации современных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-действенное мышление у детей 3-х летнего возраста

система дидактических игр и упражнений...

Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении.

Как развивается наглядно-действенное мышление у детей с нарушением зрения и нормально видящих детей....

Педагогические приемы развития наглядно-действенного мышления.

Игры для развития наглядно-действенного мышления детей от года до трех лет....

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...

Сообщение "Система игр и упражнений, направленная на формирование наглядно - действенного мышления"

Разработанная система игр-упражнений направлена на формирование наглядно-действенного мышления. Мышление – активный процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной деятельности. Мышление р...