Буклет "Роль игры в жизни дошкольника"
консультация

Зверева Олеся Александровна

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. 

Игра влияет на все стороны  психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_rol_igry_v_zhizni_doshkolnika.docx935 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-65426-1438981441.jpg

«…Вы купите для ребенка светлый красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать, и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни», отмечал К.Д. Ушинский.

Сюжетно – ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны  психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что малыш стремиться подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно – ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.

Сюжетно – ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. http://planetaigr.info/wp-content/uploads/2014/10/p59_img_2229.jpg

Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ребенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми. В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы – заместители. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? Все ли может быть всем в детской игре? Оказывается, что нет. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом – заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым предметом (например: ложкой может быть палочка, карандаш).

Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы – атрибуты. Ребенку легче выполнять роль врача, когда он в белом халате и шапочке. В старшем дошкольном возрасте  ребенок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно – ролевой игры. В играх – драматизациях дети проигрывают сюжеты из сказок, рассказов, копируют повадки и характер героев произведения.

Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. А основным компонентом дидактической игры выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.

Итак, выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

  • Игра становиться самостоятельной деятельностью ребенка;
  • Ребенок осваивает разные виды игры;
  • С помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/23994_e55b872c376a240a26bc7d407299e2f4.jpg.jpg

Картинки использованы с  интернет источников:

Использованная литература:

  1. «Дошкольная психология», М.: Издательский центр «Академия», 1999г.

МБДОУ № 3

Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

http://s1.slidegur.com/store/data/001672512_1-17a822e449d9b26636c9617f509b8f56.png

«Игра – эмоционально – действенное освоение мира»

                        Л.Н.Леонтьев

г. Пролетарск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.

Содержание родительского собрания на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника. На собрании было очень много интересного....

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Задачи:1Сформироватьпредставлениеотом,чтои...

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

    Уважаемые наши мамы и папы!                                          ...