Консультация: "Метеостанция в детском саду"
консультация

Сулименко Елена Александровна

Цель: создания метеостанции: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx156.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Метеостанция в детском саду»

Чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за её природными явлениями, а ещё уметь предсказывать её изменения в ближайшее время, не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя обычные предметы. Поэтому многие дошкольные учреждения строят свои метеостанции, позволяя малышам не только весело проводить своё время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Цель: создания метеостанции: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;

2. Обучать детей снятию показаний приборов, их сравнению;

3. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

4. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.

Какие приборы можно установить на детской метеоплощадке:

-термометр - прибор для измерения температуры воздуха;

-флюгер - прибор для определения направления и силы ветра;

-ветряной рукав - прибор для измерения силы и направления ветра;

-дождемер - прибор для измерения количества осадков;

-солнечные часы - прибор для определения времени.

Можно использовать оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, султанчики, снегомер, солнечные часы, вертушки.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий на метеоплощадке – термометр. Именно с его помощью дети смогут определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия, как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Можно расположить два термометра: один - на веранде, чтобы он был защищён от солнечных лучей; второй, такой же, - укреплен под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаем температуру воздуха на солнце и в тени.

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра.

Ветряной рукав - указатель направления и силы ветра, который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

А вот всевозможные вертушки, султанчики, выполненные руками детей, станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья, игры. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

На специальном кронштейне устанавливается дождемер. Он выполнен из прозрачной пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Маркером на стенке обозначаются деления. Местоположение прибора выбирается таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер служит для измерения количества осадков, при его помощи мы узнаём, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий нас период.

Солнечные часы - прибор для определения времени по изменению длины тени от стрелки и её движению по циферблату. Наши горизонтальные солнечные часы выполнены в форме круглой столешницы, на которой горизонтально расположен циферблат. Стрелка представляет собой штырь (палка). Стрелка относительно циферблата находится перпендикулярно. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Снегомер — метеорологический инструмент для измерения плотности и высоты снежного покрова. Снегомер состоит из палки, на которой есть шкала - деления в виде цифр для старших групп и цветные полоски для младших групп.

Измерения проводят следующим образом. На ровном участке снегомер погружается строго вертикально в снег до соприкосновения с подстилающей поверхностью. Если попадаются снежные корки, лёгким подкручиванием цилиндра их прорезают. Когда палка достигнет почвы, записывают высоту снежного покрова по линейке снегомера и фиксируют в дневнике наблюдений. Если сделать срез наста, то можно порассуждать, почему толстые белые полоски чередуются с черными? Что они означают?

На высоких шестах должны быть прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра).

Компас – прибор для определения сторон света. С помощью его дети научатся ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, восток и запад.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды можно посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений – предсказателей погоды»:

Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

Ветки елки книзу – к дождю.

На территории метеостанции, кроме измерительных приборов, установили несколько стендов. Какие сегодня облака и что они нам принесут – дождь или ясную погоду – помогает определить стенд «Виды облаков». Стенд «Круговорот воды в природе» напоминает малышам, что вода на самом деле никуда не исчезает, а постоянно меняется – жидкость может превратиться в пар или газ. На стенде «Календарь природы» воспитанники отмечают осадки, дату, время года, день недели. В течение одного дня погода может меняться: от холодного туманного утра – к солнечному полдню – и к ветреному дождливому вечеру. Что влияет на эти процессы? На многие вопросы старшие дошкольники способны ответить сами при условии ежедневного, систематического наблюдения за погодой. Задача педагога – активно поддерживать любознательность воспитанников, воспитывать нормы экологического поведения, поддерживать детское стремление самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Литература:

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования. -3-у изд, испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. 250 с.

4. Веракса Н. Е., О. Р.Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет). – М.: «Мозаика-синтез», 2010.

5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис - пресс, 2008. -208 с.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

7. Николаева С.Н. Юный эколог Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: «Мозаика-синтез», 2010.

                                                                                    Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории Сулименко Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...