Роль чтения детям дошкольного возраста.
статья

Заседателева Наталья Сергеевна

Прочитанная в детские годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Важно признать процесс чтения определяющим в  образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка!         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_chteniya_detyam_doshkolnogo_vozrasta.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

                    Роль чтения детям дошкольного возраста.

   Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков, резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает  креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Она самая большая в мире сокровищница, хранящая в себе богатства всех народов. Это машина времени, которая может поведать нам о прошлом, рассказать о настоящем, показать будущее. Книга - это блокнот фантазера, в котором он создает фантастические истории с придуманными героями или заметки ученого, который ставит различные эксперименты, проводит опыты и открывает новые законы. Это способ изучения мира...Как же много значит слово книга, и как много полезного она в себе несет.

  Книга играет важную роль в развитии дошкольника. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

  Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя. В детских садах педагоги ежедневно читают детям, тем самым формируют целостность картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Рассматривание иллюстраций и ремонт книг, журналов позитивно влияет на доброжелательное отношение к книгам. Так же важно проводить викторины и литературные праздники, которые способствуют воспитанию эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умению услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях. Воспитатель воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. На занятиях дети знакомятся с художественной литературой с помощью произведений разных жанров: сказкой, стихотворением, рассказом. Особая роль отводится знакомству со сказкой. Дети особенно любят сказки за их увлекательный сюжет, оптимизм, забавность. Слушание, обсуждение, рассказывание, а так же последующая драматизация сказки дают детям возможность познакомиться с жизнью и бытом людей, узнавать традиции и обычаи других народов. Народные сказки воспитывают такие качества, как доброта, отзывчивость, честность, смелость, трудолюбие. Детям очень нравятся сказки на экологическую тему, про животных. В них «невозможное-возможно», там происходят нереальные события, чудесные превращения. Животные - герои сказок, часто ведут себя как люди, наделены речью и человеческими качествами. Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией оказывает большое влияние на эмоции дошкольника. Например, очень нравятся ребятам книги Н.А. Рыжова из серии «Не просто сказки». В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями,  проблемами влияния человека на природу. Любовью к лесу пронизаны сказки Н.Надеждиной «Девочка Брусничка», «Лесной дед». Автор показывает, как важен лес, как он много дает людям - это и чистый воздух, и красота, и грибы- ягоды, и бумага для тетрадей и книг, и древесина - материал для различных изделий. Также творчество В.Бианки хорошо знакомо детям. Он создал прекрасные произведения для дошкольников -цикл рассказов и сказок о природе.           

  Родителям необходимо чаще читать своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).  Разрешать ребёнку самому выбирать книги для чтения. Читать самим, показывая пример своему ребёнку. Поощрять его желание подержать, полистать, поиграть с книгой. Позаботиться о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг. Посещать с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку. Дарить ребёнку книги. Поощрять ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым. Сделать чтение приятным времяпрепровождением. Всегда хвалить ребёнка, если он читает. Положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

  Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей. Прочитанная в детские годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

  Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в  образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение детям дошкольного возраста

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествова...

Обучение чтению детей дошкольного возраста

Этот материал поможет родителям начать обучать раннему чтению детей дошкольного возраста. Организовать этот процесс в интересной игровой форме....

Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей. Принципы отбора литературных  произведений для чтения детям дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Игры для обучения чтению детей дошкольного возраста

Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители все чаще убеждаются, что эти умения облегчат ребенку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не п...

Консультация для родителей «Роль чтения в дошкольном возрасте»

А. С. Макаренко говорил: «Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это...

Статья: «Роль чтения детям дошкольного возраста»

Пожалуй, нет такого ребенка, который, не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывается о том, что семейное чте...