Поощрение и наказание
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правила поощрения и наказания30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся быть хорошими родителями

ПООЩРЕНИЕ   И  НАКАЗАНИЕ

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности

Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е.

такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться.

Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости;

не хвалить из желания понравиться.

ЧЕЛОВЕКУ В ДЕНЬ НУЖНО НЕ МЕНЕЕ 8 «ПОГЛАЖИВА- НИЙ» ЖЕЛАТЕЛЬНО, РАЗ-

 Индивидуальные требования к норме похвалы.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории   детей:

Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

Дети с обоснованным комплексом «сверх- полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

ТИПЫ  ПОХВАЛЫ

  1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
  2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Можно выделить следующие типы похвалы авансом:

a)        утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

б)        одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

в)        не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  1. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4.              Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

НАКАЗАНИЕ

               Формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий; осуждение поведения.

 НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК НАКАЗАНИЕ

ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ УМСТВЕННУЮ РАБОТУ

Правила наказания

  1. Наказывая, подумай:  Зачем? Для чего?
  2. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  3. Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
  4. «Наказан — значит прощен!», страницу жизни перевернул

– никаких напоминаний.

  1. Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
  2. За один раз можно наказать только за один проступок.

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно.

Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЛИШЕНИЕМ ЛЮБВИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

Поощрение и наказание. Ваш выбор.

Статья реокмендована родителям и лицам их заменяющим....

Памятка для родителей "Поощрение и наказание"

Основные тезисы для родителей, подготовленные для круглого стола "Поощрение и наказание"....