Формирование финансовой грамотности «С чего начать?»
статья (старшая группа)

Белова Ольга Тимофеевна

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Ребенок с детства, знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyafinansovaya_gramotnost_s_chego_nachat.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности «С чего начать?»

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, им необходимо объяснить следующие вопросы про деньги:

  1. Что такое деньги?
  2. Где их взять?
  3. Как ими правильно распоряжаться?

Основы финансовой грамотности дошкольников

С чего начать?

Знакомить ребенка с основами финансовой грамотности можно уже с 5-6 лет, когда он научится считать и будет способен понимать какие – то более – менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребенка, наверняка, уже проснется большой интерес к такой удивительной «штуковине», как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она  собой представляет. Так что, стимул освоения финансовой азбуки у него, скорей всего, будет.

       Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребенку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В древние времена люди использовали «бартер» (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретен универсальный товар – деньги, на которой стало возможно обменивать практически все, что угодно.

      Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путем, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите разные купюры), что существует так же мировая валюта (доллар, евро), которая используется в международных товарно – денежных отношениях.

      Ему так же будет полезно узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Ребенок с детства, знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами?

Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди его родители.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Чего следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

  • Для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупают товары;
  • Когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
  • Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чес вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи.  Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных с помощью банкомата;
  • Никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах и, он с большой вероятностью вырастит финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипуляции людьми;
  • Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Следует объяснить ребенку, как формируется стоимость товара. Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда берется. Дети должны знать ответы на следующие два вопроса:

  • Что такое стоимость товара?
  • Как формируется стоимость товара?

Ответить на первый вопрос можно следующими способами:

  • Самый простой способ, который подойдет очень маленьким детям – сыграть в продавца и покупателя. Нужно дома сделать имитацию настоящего магазина с реальными вещами. Ребенку необходимо дать либо настоящие деньги, либо имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить».

Важно, назначить на товары разные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость.

  • Брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой то момент у него возникнет логичный вопрос : «Почему одни товары дороже других?» , тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена.

Объяснить детям формирование цены можно следующим образом:

  • Самый простой пример – это снова сходить с ребенком в магазин и купить какой –  нибудь дешевый продукт и такой же продукт, только значительно дороже. Перед покупкой необходимо обязательно показать ребенку ценники и сказать, что один товар намного дешевле. Дома ребенок должен продегустировать  два товара;
  • Когда он осознает, что дорогой намного вкуснее, следует ему объяснить, что товар намного вкуснее потому, что он имеет большую цену. Рассказать ему о том, что вкуснее и лучше он потому, что произведен из более качественных компонентов и его создавали квалифицированные специалисты. Так ребенок поймет не только условия формирования цен, но и то, что количество денег зависит от качества труда.

Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.

Примеры бесед с родителями:

Ваш ребенок ведет себя бережно?

Что Ваш ребенок знает о деньгах? Различает ли он различные монеты и банкноты?

Умеет ли Ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными? Был ли такой опыт?

Ваш ребенок получает карманные деньги?

Ваш ребенок самостоятельно принимает решение на что потратить карманные деньги?

Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?

Обсуждаете ли Вы с ребенком финансовые вопросы?

Привлекаете ли Вы ребенка к составлению семейного бюджета?

Экономические занятия в детском саду начинаются со средней группы : четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими : зарплата родителей, пенсии бабушки и дедушки, степендия старшей сестры или брата. Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя.

Виды экономических занятий в ДОУ.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие, Игра – наиболее неприемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются : путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.

Сюжетно – ролевые игры

Сделать экономикой доступной поможет сюжетно – ролевая игра. Так, уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам  новые игры – «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется:  ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.

Чтобы сюжетно – ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора : например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду. И т.д.

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия ( лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.

Дидактические игры

Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого – то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»)

В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Познавательное занятие

В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.

На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.

Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда – то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда : при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т.д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лощадь. Так и придумали деньги.

Коммуникативное занятие – беседа.

Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

Проблемные ситуации – эффективный прием.

Примеры :

- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономики. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствием это приведет?

- На молочном комбинате не знают точное кол-во детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много конфет, что на каждого ребенка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?

- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?

Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

  1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пеньке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалеку есть интересный дом, где можно вложить все свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: о каком доме идет речь? Что такое сберегательный банк?
  2. Карабас – Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас – Барабас заметил, что одежда имеет не привлекательный внешний вид – где-то оторвана пуговица, где – то пятно. И тогда он придумал ход : зачеркнул цену товара и написал новую – меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас – Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?
  3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный дом. Ниф-ниф утверждает, что из соломы – это дешевый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев – они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: Какой материал самый дешевый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы еще построить дом, если бы герои жили на севере.
  4. Семеро козлят захотели помочь своей маме по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов, яблок – все сложили в кастрюлю добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковер, они стали по нему бегать, прыгать, кувыркаться и, конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил поведения домашнего хозяйства. Вопросы : Почему коза огорчилась? Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
  5. Крестная Фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах, зазывая посетителей, другие -  разместили объявления в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки – приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?

В ходе беседы воспитатель прививает дошкольникам уважения к представителям разных профессий, ценности любого труда. Уже в 5-7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, строителями и пр. – педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать детям о богатых людях, которые всего добились именно свои трудом, подчеркивая, что для этого необходимо учиться в школе, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Чтение художественной литературы.

Знакомить дошкольников с экономикой можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.

- «Лисичка со скалочкой»;

- «Каша из топора»;

«Выгодное дело» и т.д.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»), сущность рекламы «Лиса и Козел». Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринужденной форме.

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

- Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;

- Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;

- Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;

- Чуковский К.И. «Муха – цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);

- Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;

- Андерсен Г.Х. «Огниво», «Новое платья короля»;

- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;

- Михалков С. « Как старик голову продавал»;

- Аксаков С.Т. «Аленький цветочек».

 Из современных авторских произведений можно выбрать сказку Л.Ястребовой, Н.Мальгиной «Хранители бюджета».

Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами. Также хороший материал для занятий – стихотворения : Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла?»; Маршак С. «Откуда стол пришел?», «Как напечатали книгу?».

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них – маленький рассказ аккумулирующий многовековую мудрость.

- Копеечка к копеечке – рубль набегает;

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- Денежки любят труд;

- Делано на спех – и сделано на смех;

- Деньги – дело наживное;

- Приобрел вещь – умей обращаться с ней;

- Каждую крошку в ладошку.

Экскурсии

Занятия по экономике можно провести в форме экскурсий. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить  магазин или банк.

Еще один вариант – отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочее место. Экономическое занятие можно провести в форме экскурсий.

Трудовая деятельность

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффектному расходованию ресурсов( например, напоминает выключать воду).

Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи – сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить.

Трудовая деятельность – важная составляющая экономического воспитания. Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов – тогда они научатся беречь свои и чужие вещи. Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто – то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что все, что ломается, тут же легко заменяется новым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности «С чего начать?»

Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности «С чего начать?»...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности»    Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....

Конспект открытого занятия по формированию финансовой грамотности у детей средней группы на тему "Для чего нужна копилка?"

Данный конспект поможет доступно объяснить детям, для чего нужна копилка. Так же дети познакомятся с историей возникновения копилок и их разновидностями. В проессе практической деятельности дошкольник...