Развитие информационно-образовательного пространства (ИКТ)
статья

Дубовая Екатерина Алексеевна

Современное образование с каждым днем все настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, образовательной, финансовой деятельности образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_informatsionno-obrazovatelnogo_prostranstva_ikt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие информационно-образовательного пространства (ИКТ)

Современное образование с каждым днем все настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, образовательной, финансовой деятельности образовательных учреждений.

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс получило название «информатизация образования». Информатизация образования в настоящее время затронула практически все сферы деятельности образовательных учреждений, в том числе и дошкольных организаций.

Попытки построения информационно-образовательной среды в конкретном образовательном учреждении представляют собой лишь начало большого и сложного пути становления и развития процессов информатизации всех видов деятельности образовательных организаций разного уровня образования.

В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся [3].

Информационно-образовательное пространство ДОУ – пространство вербальной и документальной коммуникаций, формируемое для повышения культурного и образовательного уровня его субъектов, поэтому целью проектирования информационно-образовательного пространства является улучшение и совершенствование образовательного пространства ДОУ, повышение уровня информационной компетентности педагогов и всех участников образовательных отношений для обеспечения качества дошкольного  образования [1].

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование информационно-образовательного пространства ДОУ:

1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Это предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники.

2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и т.д.).

3.  Информационная интеграция ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм  взаимодействия с родителями, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно – образовательного пространства.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий [2]. Современные дети – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ:

-  ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации;

- учебные электронные издания на CD;

-   ресурсы, разработанные педагогами (презентации);

- телевизор;

- видео, DVD;

- использование мультимедийного проектора и проекционного экрана;

- использование интерактивной доски;

- использование интерактивного оборудования в совокупности с электронными образовательными ресурсами.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;

-  подбор дополнительного познавательного материала к  занятиям;

  - обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;

  - оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

  - создание презентаций  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

- использование ИКТ  для проведения родительских собраний или консультаций специалистов  для родителей;

  - использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют  управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;

  - использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

  - оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов  по различным направлениям деятельности;

  - использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;

    - создание медиатек, которые представляют  интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Таким образом, развитие информационно-образовательного пространства  выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой стороны представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ. Это процесс сбалансированного развития базовых компонентов информационно-образовательного пространства, реализуемых через эффективное использование ИКТ. Можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникационные технологии в условиях современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования

Библиографический список

  1. Пикус Т.Е. Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2015. С. 65-71.
  2. Пузик Г.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУ / Г.В. Пузик, К.С. Шаноян. // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 435-436.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...

Современный подход развития памяти в дошкольном возрасте в информационно - образовательном пространстве

C развитием современных технологий стало возможным не только улучшения физических и бытовых условий. Для педагогов открылись возможности развития когнитивных способностей, как внимание,мышление,вообро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования  «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного простран...