Упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Развитие логического мышления ребенка также важно, как и освоение, им чтения, письма, и речевых навыков. Логика - основа хорошего интелекта у детей, она помогает мыслить шире, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. Развивать логическое мышление можно и просто в повседневном общении. Предлагаем вам подборку упражнений на развитие логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr_22.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие логического мышления

детей старшего дошкольного возраста

(консультация для родителей)

     Умение логически мыслить – незаменимое, ведь благодаря ему можно находить выход из трудных ситуаций, просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд, предвидеть враждебные ловушки, находить короткий путь к успеху.

     Без логического мышления не обойтись не только программисту, инженеру или топ-менеджеру. В любой профессии нужно уметь работать с информацией, делать правильные выводы и принимать лучшие решения.

     Развитие логического мышления ребёнка также важно, как и освоение, им чтения, письма и речевых навыков. Логика – основа хорошего интеллекта у детей, она помогает мыслить шире, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

Ребёнку с развитым логическим мышлением легче учиться, понимать и запоминать учебный материал, решать школьные и бытовые задачи.

     Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте родители могут активно тренировать способности ребёнка к логике. Важно помнить, что ребёнку для развития логического мышления нужно не только выполнять соответствующие задания, но и расширять кругозор.

     Развивать логическое мышление можно и просто в повседневном общении. Гуляя по парку, рассказывайте ребёнку истории небылицы – он должен найти  несоответствия в ваших рассказах. Убирая на кухне, попросите его разложить столовые приборы по ячейкам – он сможет сравнивать их по форме и классифицировать по этому признаку.  Придумывайте новые концовки для известных сказок; играйте в «Данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

     И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. А в помощь вам предлагаем подборку упражнений на развитие логического мышления.

Упражнение 1

Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребёнком. Оно развивает зрительную память, внимание и логическое мышление.

Цель: развивать логическое мышление, речь, формировать представление об окружающем мире         

Вы задаёте ребёнку вопросы, а тот, подумав некоторое время, должен ответить «да» или «нет». Если он ошибётся, вы должны снова задать тот же вопрос и попросить подумать над ним ещё раз.

Если ребёнок опять даст неправильный ответ, то вам надо поправить его и объяснить, в чём его ошибка. Примерные вопросы:

1. У человека четыре глаза?

2. Песок зелёный?

3. Все птицы умеют летать?

4. Медведи зимуют в берлогах?

5. Чай бывает холодный?

6. Белки живут на деревьях?

7. Мальчики носят заколки?

8. Утренняя еда называется завтраком?

Для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется

Упражнение 2

Цель: развивать логическое мышление, речь

Вы показываете ребёнку картинки с изображением самых разных предметов, например, самолёта, карандашей, моря, песка, книг и т.д. Затем вы называете прилагательное, а ребёнок должен соотнести его с определённой картинкой. Например, если вы говорите «красивый», то ребёнок, рассматривая картинки, может ответить «красивый самолёт» и т.д.

Инвентарь: разные картинки.

Фантазия и логика не являются взаимоисключающими понятиями. Они способствуют развитию мышления в целом. Поэтому, для развития логики нужно использовать и упражнения, развивающие воображение.

Упражнение 3

Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность

Вы кладёте перед ребёнком четыре карточки с разными временами года. Далее задаёте ребёнку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен указать на ту из карточек, которая ему соответствует.

Вопросы:

1. В какое время года бывает снег?

2. В какое время года желтеют листья?

3. В какое время года тает весь снег и текут ручьи?

4. В какое время года очень жарко?

5. В какое время года цветут яблони?

6. Когда можно загорать?

Инвентарь: карточки с изображением времён года

Упражнение 4

Упражнение подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых.

Цель: развивать логическое мышление, речь

Вы называете слова, обозначающие предметы одной и той же тематики. Задача детей – назвать слово, которое обобщает предложенные слова.

Например: пальто, куртка, брюки, платье и т.д.

обобщающим для всех этих названий является слово «одежда».

Примеры заданий:

1. Картофель, помидор, огурец, баклажан (овощи).

2. Корова, коза, лошадь, свинья (домашние животные).

3. Шкаф, диван, кровать, стол (мебель) и т.д.

Для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется

Упражнение 5

Упражнение способствует развитию абстрактного и ассоциативного мышления, необходимых в творчестве; подходит для индивидуальных и групповых занятий.

Цель: развивать абстрактное и ассоциативное мышление

Вы кладёте перед детьми один из рисунков. Задача каждого из них – найти в рисунке определённый смысл, образ и сказать. Что бы это могло быть. Все участники предлагают свои варианты ответов. Чем больше их в конечном счёте будет, тем лучше. Вариантов ответов может быть очень много. Если, например, нарисован равнобедренный треугольник. То дети могут сказать, что на рисунке изображена гора, пирамида. Крыша дома, шалаш и т.д.

Инвентарь: простые рисунки – треугольник, квадрат, круг, поделённый на четыре равные части.

Упражнение 6

Это упражнение помогает познакомить детей с такими понятиями, как высота, ширина, длина, а также классифицировать самые разные предметы по цвету, форме, размеру.

Для усиления обучающего и развивающего эффекта упражнения можно попросить детей сравнить названные предметы, чтобы установить, что же из перечисленного является самым высоким, а что низким.

Вы спрашиваете детей: «Что бывает высоким?». Дети предлагают свои варианты ответов. В ходе занятия непременно выяснится, что высокими могут быть и дом, и подъёмный кран, и человек, и дерево, и шкаф.

Варианты вопросов:

1. Что бывает низким?

2. Что бывает широким?

3. Что бывает красным?

4. Что бывает круглым?и т.п.

Упражнение 7

Упражнение развивает внимание, память и логическое мышление. Картинки для упражнения можно обновлять.

Цель: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от них по какому-либо главному признаку, давать полный ответ.

Вы показываете ребёнку ряд предметов или карточку с тремя-четырьмя предметными картинками и задаёте вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребёнок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает. Например: «Здесь лишняя кукла, потому что кукла – это игрушка, а все остальные предметы – посуда».

Инвентарь: ряд из трёх-четырёх знакомых ребёнку предметов или карточка с тремя-четырьмя предметными картинками, среди которых, два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку.

Из материалов  сетевого издания

для педагогов и учащихся образовательных учреждений

«Образовательное пространство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр. Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

   Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следуе...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим  недоразвитием  речи, с недостаточным  словарным  з...

Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».

Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и м...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как...

Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности....