"Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"
консультация

Гилевич Надежда Ивановна

    Уважаемые родители, что вы можете сказать об этом высказывании: «Ум ребенка находится на кончиках пальчиков!» Сухомлинский. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего ребенка просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т.д.) играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:

1. Рисование крупами, кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги (оригами), еще например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, скрепок, крючков; прищепок; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Взрослее девочкам предложите вышивание, вязание на спицах и крючком (под руководством взрослых), а мальчикам выжигание на доске, мелкий металлический конструктор с винтиками и болтиками.

8. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

9. Плетение косичек из ниток, шнуров, венков из цветов, листьев, травы способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

10. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

11. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

12.  «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

13. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.

14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

15. Рисование узоров по клеточкам, с помощью геометрического лекало.

16. Переливание жидкостей и не только. Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

17. Вырезание. Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты и делать из них красивые и оригинальные аппликации, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление. Однако,стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых

     Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Поэтому, чтобы Вы - родители видели результатнужно помнить о некоторых правилах:

1. Ваши занятия должны вызывать интерес. Нагрузка должна соответствовать возрасту вашего ребенка.

2. Принимайте активное участие, совместные занятия укрепляют взаимоотношения.

3. Хвалите ребенка и цените его усилия.

4. Не делайте упражнения длительными, ребенок может потерять интерес.

5. Приобретите специальные игры для развития мелкой моторики, и держите их в недоступном месте. В противном случае, ребёнок потеряет интерес к ним.

6. Постепенно переходите от простого к сложному, покажите малышу, как нужно делать, и в дальнейшем дайте повторить самостоятельно, закрепляйте.

 

 

 

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93  г.Карталы»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"...

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"

Консультация для родителей в которой собран материал по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные матери...

Мастер - класс для родителей "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"

Далеко не каждый современный родитель знает об необходимости развития мелкой моторики рук. И не желает находить на это времени и сил .Нов сем известный факт что развитие речи, интелекта зависит ...

КОНСПЕКТ ПРАКТИКУМА Ознакомление родителей с игровыми приемами развития мелкой моторики детей в домашних условиях

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей в процессе игровой деятельности....