Тренинги для родителей
материал

Тренинги для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningi_dlya_roditeley.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Играем от души, играем вместе»

Цель: показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Предварительная работа: проба «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным. Например: попугай, собачка, лев, динозавр, заяц, котенок, ящерица, деревянный строительный набор, кукла, машина. Когда ребенок выберет игрушку, его фотографируют с ней.

Условия проведения тренинга: тренинг проводится в зале: в одной половине по кругу расставлены стулья для взрослых, чуть в стороне от них стоит стол с теми игрушками, которые предлагались детям в процессе вышеуказанной пробы; в другой половине зала находятся детские столы и стулья для игры с родителями, настольно-печатные игры (на две – три больше, чем участников, чтобы обеспечить свободу выбора), набор «Строитель» с мелкими деталями.

Для творческой работы родителей заготовлены листы белой бумаги формата А3, ножницы, фломастеры, клей, цветная бумага, старые детские журналы (для аппликации и коллажей).  Подобрана спокойная, тихая музыка, которая используется и как общий фон, и как сопровождение психо - гимнастического упражнения.

Длительность тренинга: около двух часов. 

Последовательность проведения тренинга. Психолог встречает родителей в группе и приглашает их в музыкальный зал. Каждый участник занимает удобное для себя место.

Звучит музыка, что создает положительный эмоциональный настрой.

Первая часть -  вступительная:

Психолог знакомит участников тренинга с его целями и задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том, в какой форме будет проходить каждая часть тренинга. Особый акцент делает на философии взаимодействия с детьми, основанной на признании личности ребенка и стремлении к сотрудничеству с ним.

Правила проведения тренинга:

- Участники тренинга должны быть активны на всем его протяжении.

- Участники тренинга должны придерживаться правил его проведения.

- Участники тренинга вправе давать о себе только ту информацию, которую они сочтут нужной.

- Участники тренинга не могут разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе тренинга.

 - В процессе совместной деятельности с детьми взрослые должны признавать личность ребенка и стремиться к сотрудничеству.

Вторая часть - процедура знакомства:

Участники представляются и высказывают свои ожидания от предстоящей работы – надежды и опасения, связанные с организацией совместных игр с ребенком. Выражают желание понаблюдать за тем, как играют другие дети, как они общаются с педагогами и родителями в ходе игры.

Для облегчения общения психолог предлагает использовать бейджики, на которых каждый участник указывает свое имя, при желании – отчество и фамилию или только псевдоним.

Третья часть - психогимнастическое упражнение

«Моя любимая в детстве игрушка»:

Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь  к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы её любите, стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем психолог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали, о своей любимой игрушке.

Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает  воспитатель: «Когда я была маленькая, больше всего любила резинового клоуна. Он был очень старым, местами на нем стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами. Клоун  улыбался. И мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей».

Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему, предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».

Четвертая часть - информация старшего воспитателя о видах игр, их значении развитии ребенка, о том, какие игры и игрушки нужны их детям:

На её основании участники тренинга дискутируют на тему «Игровые уголки для детей дома. Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать».

В процессе дискуссии родители обсуждают вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делятся информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек после игры. Родители обмениваются информацией о магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, сертификатом.

Пятая часть - творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка»:

Психолог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома».

Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с  любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают в игровом  уголке группы. Это будет напоминать детям о доме.

Родители обычно испытывают затруднения, долго обдумывают сюжет рисунка, говорят о своем неумении рисовать. В этом случае можно предложить им сделать аппликации, вырезав картинки из детских книг и журналов. В итоге получаются замечательные работы. Родители предлагают показать их детям. Психолог отмечает, что инициатива родителей очень интересна: «Мы обязательно покажем творческие работы детям и предложим им угадать: где, чья мама или папа потрудились. Но вначале поиграем».

Шестая часть -  Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок»:

Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это задание родители выполняют с явным волнением. Многие долго думают, прежде чем сделать выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Большинство участников тренинга не ошиблись: их выбор, и выбор их детей совпали. Родители испытывают гордость от того, что смогли посмотреть на этот мир глазами своих детей. Затем психолог предлагает пригласить детей. Родители идут в группу и возвращаются каждый со своим ребенком.

Седьмая часть - задание для детей «Узнай работу своей мамы (своего папы)»:

По инициативе родителей детям показывают их творческие работы. Дети выбирают, родители волнуются. Зато как они радуются, когда дети угадывают авторов! Психолог говорит детям, что из родительских работ будет сделан поезд, который украсит их группу.

Восьмая часть - игра «Как живете?» для всех участников тренинга с детьми:

Все становятся в круг. Ведущий (психолог) задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.

- Как живете?

- Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук).

- Как идете?

- Вот так (маршируют).

- Как бежите?

- Вот так! (Бег на месте).

- Как ночью спите?

- Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову).

- Как берете?

- Вот так! (Прижимают ладонь к груди).

- А даете?

- Вот так! (Выставляют ладонь вперед).

- Как молчите?

- Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним).

- Как грозите?

- Вот так! (Пальцами грозят друг другу).

Девятая часть - имитационная игра  «Прибежали козочки»:

Психолог обращает внимание родителей на то, что эту игру дети очень любят, играют в нее и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома с родителями. Игра проводится два раза.

Прибежали, прибежали козочки, козочки. (Имитируют бег).

Собирали, собирали розочки, розочки. (Собирают цветочки).

Прискакали, прискакали белочки, белочки. (Складывают лапки, как белочки).

Ну-ка, дружно, ну-ка вместе! (Качают головой из стороны в сторону).

Мальчики! (Произносят низким голосом).

Девочки! (Произносят высоким голосом).

Десятая часть -  совместные игры для детей и родителей.

Родителям и детям предлагается выбрать настольно-печатные игры по душе и вместе поиграть (лото, кубики, мозаика, домино и т.д.). Психолог   при необходимости помогает родителям и детям вместе играть.

Одиннадцатая часть - ознакомление участников тренинга с решением клуба, принятие правил игры для детей и родителей

Вручение родителям памяток по игре,  а детям – настольных игр.После проведения данного тренинга дети обращают внимание на творческие работы своих родителей, рассказывают о том, какие игрушки любят. По инициативе родителей педагоги группы проводят досуг «Моя любимая игрушка» с участием родителей.

Чему обучается ребенок в игре?

-  Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.

-  Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

- Осознавать свое реальное место среди других людей.

- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

- Уважать себя и верить в себя.

- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

- Свободно выражать свои чувства.

- Говорить с сами собой, интуитивно познавать себя.

- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

- Делать выбор.

Советы взрослым:

 - Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

 - Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

 - Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

- Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Какие игрушки нужны вашим детям?

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

Виды игрушек:

  - Сюжетные (образные)- куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

  - Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.

 - Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).

- Маскарадно-елочные (связаны с празднованием Нового года).

- Спортивно-моторные - способствую повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

- Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображении (куклы бибабо).

- Музыкальные погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.

- Дидактические -  с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др).

- Строительные (состоят из геометрических тел).

Вместе мы многое сможем:

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая  в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

         

Игра научит нас:

Говорить с ребенком на его языке.

- Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).

- Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.

 - Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.

- Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- Смотреть на себя со стороны, глазами других людей.

- Предвидеть стратегию ролевого поведения.

- Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.

- Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

- Доверять друг другу.

Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной к школе группе

Задачи
1.Развитие коммуникативных умений родителей. 
2.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 
3.Расширение возможностей понимания своего ребенка. 
4.Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. 
5.Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. 

План
1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».
2. Упражнение «К школе готов».
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
4. Логопедические игры.
5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? ».
6. Игровое упражнение «Инструкция».
7. Упражнение «Добрые слова».
8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
9. Итог тренинга. Обратная связь.
 

Оборудование:
Колокольчик. 
Карточка к игре «Инструкция».
«Светофорчики» с цифрами.
Синие и зеленые флажки по количеству присутствующих.
Памятки «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу».
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»  

«Школьные объяснялки» («Говорят дети… »).
Бланки для обратной связи.

Ход мероприятия:

  1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с Вами знакомы уже не первый год, и сегодня я хочу предложить Вам проверить, хорошо ли мы запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделимся на две команды и встанем в две шеренги напротив друг друга. Теперь, по звонку колокольчика, командам нужно как можно быстрее построиться: 


• в алфавитном порядке по первой букве имени; 
• по росту; 
• по цвету волос: от самых темных до самых светлых; 
• по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких); 
• по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот. 

Этим заданием игра заканчивается, так как возможность заглянуть друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия.

2. Упражнение «К школе готов».
Впереди последний год дошкольного детства ваших детей. Первого сентября будущего года они переступят школьный порог. Их экзамены еще впереди! А наши родительские мы сдаем на протяжении всей жизни! Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей. Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. А что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

Родители отвечают на вопрос, передавая друг другу колокольчик. 


  1. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое. 

Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов. 
Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.

 Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней. 

Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.

Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.
В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны
 будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе. 

Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени». Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу. Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей. Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? Помогут вам в это разобраться наши памятки (родителям вручаются памятки)
Единственное, чем должны своевременно обеспокоиться родители – это устранением у детей дефектов речи. 

4. Логопедические игры. Проводит логопед. 

Игра со звуками. 

Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ – СИНИЙ, ПОЛОСА – ГОЛОСА, САША – СЕНЯ, БУСЫ – БУСИКИ, ГУСЯТА – ПОРОСЯТА, ТРОСС – ТРОСТЬ. 

Игра со словами. 

А теперь с нами захотели поиграть слова, я буду показывать вам картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «светофорчик» с нужной цифрой (картинки: ракета, луна, мыло, Чебурашка, машина, кино). 

5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. 

Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?"
С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой. 
1. 2. 3. 4. 5.
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/

Результаты тестирования:
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. 
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери. 

6. Игровое упражнение «Инструкция».

 Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. 

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».

Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это. 

Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном. 
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.

7. Упражнение «Добрые слова»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Но иногда бывает так, что, даже хваля ребенка, мы, взрослые, используем небольшой запас слов. 

Может быть, это случилось потому, что…. «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил людей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «родной», «умный», «добрый», «красивый»… А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем это увидеть.

Родители встают в круг, передают друг другу колокольчик, называя положительное качество своего соседа.

8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 


• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.


9. Итог тренинга. Обратная связь.

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:


•Полезной ли была сегодняшняя встреча?
•Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?

Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.

Приложение

Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».


1. Своё имя, отчество и фамилию. 
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес. 
4. Свой город, его главные достопримечательности. 
5. Страну, в которой живёт. 
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей. 
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 
10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки. 
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.) 
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 
17. Различать гласные и согласные звуки. 
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. 

Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. 
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. 
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. 
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. 
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. 
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности. 
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. 
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.