Мастер-класс для родителей "Знакомство со звуками"
методическая разработка (старшая группа)

Егорова Инна Юрьевна

игры и упражнения  для подготовки к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_porazvitiyu_fonemat._protsessov.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Знакомство со звуками» (подготовила и провела учитель-логопед Егорова И.Ю.)

Цель: Познакомить родителей с алгоритмом изучения звуков речи в дошкольном возрасте, с играми, способствующими закреплению материала

Задачи: познакомить родителей с понятием «фонематический слух»; повторить с родителями понятия «гласный» и «согласный» звуки; познакомить с содержанием игр и упражнений; поиграть с родителями в эти игры

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

  1. Теоретическая часть

«Что такое фонематический слух?» Это способность человека различать в потоке речи отдельные звуки между собой. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать и различать слова.  На логопедических занятиях в старшей группе дети каждую неделю знакомятся с новым звуком родного языка.  Начинаем с гласных звуков, потом подключаются простые в произношении согласные звуки. Идем от простого к сложному. Обязательно даются артикуляция и характеристика изучаемого звука. (например, звук А произносится при широко открытом рте, воздух выходит свободно, звук можно петь, обозначается гласный звук красным цветом; согласные звуки произносятся отрывисто, при произношении воздух встречает преграду – губы (звуки М, П, Б) или язык (Т, Н …), также согласные бывают звонкими и глухими, твердыми ( обозначаются синим цветом) и мягкими (обозначаются зеленым цветом). Чтобы ребенок усвоил к школе этот материал, научился слышать и различать звуки, соотносить их с буквами необходимо закреплять полученные знания в разнообразных играх и упражнениях.

        1.   Практическая часть

Предлагаю родителям использовать упражнения и поиграть в игры, которые они могут легко организовать дома.

Для начала необходимо приготовить небольшой наглядный материал для игр и занятий – сделайте дома набор из синих, зеленых, красных кружков или квадратиков для обозначения звуков. Хорошо дома иметь коробку с разными картинками небольшого формата, вырезанных из старых книжек или ненужных рекламных журналов. Можете подключить к этому и ребят – они с удовольствием вырежут все картинки. Конечно, можно находить картинки в интернете и распечатывать их, но искать картинку на заданный звук среди других гораздо интереснее!

«Где живет звук»

Произнесите вместе с ребенком изучаемый звук, обратите внимание на положение губ и языка, попросите ребенка рассказать о своих ощущениях. Если вы определяете глухость-звонкость положите свои ладони на горло и произнесите звук  - если он звонкий (М, Н, Б), то горлышко будет вибрировать или дрожать под рукой, если глухой, то молчать.

 «Будь внимателен»

Можно играть с любым звуком русского языка. Например, вы называете слова, ребенок хлопает в ладоши, если слышит слова со звуком «Т» (тапки, торт, мак, туфли, нос, тигр, тарелка, машина …)

«Придумай слово»

Предлагаете ребенку придумать 5 слов на заданный звук (который вы изучаете или повторяете). Следите, чтобы звуки он произносил правильно!

В эту игру также можно играть с мячом: вы кидаете мяч и называете звук, ребенок в ответ-слово.

«Отбери картинки»

Вы предлагаете ребенку из предложенных картинок найти те, в названии которых есть заданный звук ( например, У)

 

 «Светофор»

Здесь понадобятся символы (кружки синего и зеленого, красного цветов)

Вы называете слова ( например, со звуками Н и Нь), ребенок на слух определяет, какой это звук –мягкий или твердый и показывает соответствующий кружок (нитки, небо,  конь – Нь; ноги, нос, ножницы – Н)
Если повторяете сразу несколько звуков, гласных и согласных, то используете все три кружка. В этом случае вы называете слова в произвольном порядке, а ребенок  определяет первый звук в слове и показывает вам соответствующий символ (утка-красный, тапки-синий, мишка-зеленый)

Можно усложнить задание : не называть ребенку слово, а показывать картинку

 «Веселый мяч»

Игра с мячом для определения гласного звука в середине слова.

Часто это вызывает у детей затруднения.

Вы кидаете ребенку мяч и произносите слово, он называет гласный звук и возвращает мяч ( шар – А, лист – И, дом -  О, лук – У и т.д.)

Также можно играть с картинками – ребенок берет любую картинку из предложенных вами, называет сам слово и определяет гласный звук.

«Где спрятался звук»

Звук может находится в начале слова, в конце и в середине.

Для игры готовим прямоугольную полоску из картона и ручкой или фломастером горизонтальными полосами делим ее на три равные части . 1 квадрат – звук находится в начале слова, 2 квадрат в середине слова, 3 квадрат – в конце слова.

Играем с одним звуком ( например, М). Вы называете слово, ребенок определяет, де находится звук и кружком закрывает нужный квадрат ( мышка – звук М в начале, дымок – в середине, дым – в конце).

Если ребенок знает соответствующую букву, то вместо кружка можно использовать ее.

В заключение мастер-класса родители обмениваются мнениями, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»

В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...

Мастер -класс для родителей "Этот трудный звук Л"

Материал расчитан для родителей, с целью обучения игровым приёмам в автоматизации звуков....

Мастер -класс для родителей "Этот трудный звук Л"

Материал расчитан для родителей, с цлью обучения игровым приёмам в автоматизации звука Л....

Мастер-класс " Как,я научился ,произносить звук Р"

Данная разработка выступления детей посещяющих логопункт.Дети рассказывают сасмостоятельно,как они научились привильно произносить звук "р".Проводят мастер-класс дляродителей...

Мастер- класс на тему "Откуда берется звук"

Для детей подготовительной группы...

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Мастер – класс для педагогов «Опыты со звуками для дошкольников»

мастер-класс предназначен для педагогов дршкльного образования. Опыты, приведённые в данном мастер-классе будут интересны как взрослым, так и детям....