Семинар на тему: «Девиация как социально-педагогическая категория»
материал

Ekaterina Vaganova

Содержание

1. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины, критерии………………………….….стр. 3-4

2. Виды девиантного поведения…………………………………………………………………..стр. 5-7

3. Профилактика девиантного поведения…………………………………………………..…….стр. 8-9

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar._deviantnoe_povedenie.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Семинар на тему:

«Девиация как социально-педагогическая категория»

Подготовила:

студентка 31 ДО группы,

Ваганова Е.Г.

Камышлов, 2022

Содержание

1. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины, критерии………………………….….стр. 3-4

2. Виды девиантного поведения…………………………………………………………………..стр. 5-7

3. Профилактика девиантного поведения…………………………………………………..…….стр. 8-9


1. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины, критерии.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей.

Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. Но  и немаловажную роль здесь играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад.

Е.В. Змановская отмечает, что «термин "отклоняющееся поведение" может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9-10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам.

Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития».

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».

Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и  уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)).

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие  какие - то социальные и культурные нормы.(В.М.Цулейко).

Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т. е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В философии и этике поступок трактуется как клеточка нравственной деятельности, рассматриваемой с точки зрения единства мотива и его последствий, намерений и практических дел, целей и средств, т. е. единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами.

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия или проступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм.

С юридической точки зрения проступок - это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие.

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина

В обыденном понимании учащийся  с девиантным поведением – это “трудный ребенок”.

Факторы девиантного поведения:

1. Биологические факторы -  существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

-генетические, которые передаются по наследству (нарушения умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения нервной системы)

-физиологические (дефекты речи, внешности, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих

2. Психологические факторы, например, акцентуации характера (крайний вариант психической нормы), вызывающие неадекватные реакции подростка.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного, общественного воспитания.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство: расслоение общества на богатых и бедных, которое ведет к социальной напряженности;

5. Личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а так же личной способностью к саморегулированию своего поведения.

Причины девиантного поведения:

1) связанные с психическими и психофизическими расстройствами;

2) социального и психосоциального характера;

3) связанные с возрастными кризисами.

Критерии девиантного поведения (по Змановской):

Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

      – вид нарушаемой нормы;

      – психологические цели поведения и его мотивация;

      – результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

      – индивидуально-стилевые характеристики поведения.


2. Виды девиационного поведения

  • по Е. В. Змановской:

1) Агрессивное поведение (деструктивное)

Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий — индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Ведущие признаки агрессивного поведения:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденция к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим людям;

- склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно обычно протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами — разрушить, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

2) Делинквентное поведение

лат. delinquens — «проступок, провинность».

Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквентная личность (делинквент) - личность, проявляющая противозаконное поведение.

Особенности делинквентного поведения:

1) Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.

Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

2) Такое поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

3) Зависимое (аддиктивное) поведение

Зависимость - чрезмерная привязанность к чему-либо (англ. Addiction - пагубная привычка).

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Негативные последствия зависимого поведения личности:

- утрата работоспособности;

- конфликты с окружающими;

- совершение преступлений.

Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение. Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей.

Объекты зависимости:

- психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

- алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);

- пища;

- игры;

- религия и религиозные культы и др.

Формы зависимого поведения:

- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

- гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм и т.д.);

- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

4) Суицидальное поведение

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

- собственно суицидальные действия;

- суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели.

Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

Суициды делятся на три основные группы:

- Истинный суицид

Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

- Демонстративный суицид

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

- Скрытый суицид (косвенное самоубийство)

Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков.

  • по М. А. Галагузовой:
  • Девиантное. Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными
    проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и
    подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и
    систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности т.д.
  • Делинквентное. В отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся
    асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный
    устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной
    ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком
    возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

–агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги,
садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

–корыстное поведение, включая мелкие кражи и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

–распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и
во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных
ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

  • Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

3. Профилактика девиантного поведения.

Профилактика - (от греч. prophylaktikos - предохранительный), совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. (В.И.Дерюгин).

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. (А.И.Селецкий, С.А.Тарарухин).

Рекомендации по профилактике девиантного поведения можно разделить на этапы:

1. Диагностика девиантного поведения подростков.

2. Профилактика девиантного поведения подростков.

3. Рекомендации по социально-педагогической работе с семьями подростков.

В международной практике выделяют следующие основные модели профилактики:

1. Образовательная модель направлена на полное информирование детей и молодежи о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

2. Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостояние групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении делать выбор в ситуации предложения наркотиков,  алкоголя.

3. Медицинская модель ориентирована преимущественно на медикосоциальные последствия алкоголя и т.п. и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях влияния на физическое и психическое здоровье.

Рекомендации по диагностике девиантного поведения подростков:

1. Проводя диагностику с подростками, нужно учитывать их психологические особенности.

2. Диагностику методом анкетирования со школьниками лучше проводить индивидуально или в группах одного возраста. Это поможет выявить возрастные особенности девиантного поведения и причины их возникновения.

3. Можно использовать метод фокус-группы (фокусированное интервью), которое представляет собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется мнение участников по какому-либо вопросу.

4. При использовании авторской анкеты для выявления девиантного поведения школьников лучше использовать маленькие анкеты, состоящие из 15-30 вопросов. Вопросы должны быть легкими в понимании и с выбором ответа. При большом количестве вопросов снижается уровень объективности анкетирования, т.к. школьники начинают отвечать случайно. Если анкета включает в себя много вопросов, необходимо разделить её на несколько и провести диагностику в несколько этапов. Можно использовать анкеты, где необходимо ответить либо «да», либо «нет». Такие анкеты просты в обращении и также помогают выявить проблемы.

5. Использование метода распространения классификаций. На его основе выявляются параметры, которые позволили бы отнести каждого учащегося к группе риска и к группе возрастной нормы. Использование методов регрессивного анализа и соотношения, распространения классификаций помогло определить логичность между личностными особенностями учащихся (такими, как гнев, тревога, принятие себя, эмоциональный контроль), и их социальными связями (школьные оценки, количество друзей и др.).

6. Диагностику также проводят методом наблюдения. Воспитатели наблюдают за учениками в детском доме, выявляют, как они готовят домашнее задание, с каким настроением идут в школу. Учителя и педагоги наблюдают за детьми в школе, за их поведением, взаимоотношениями в классе.

Рекомендации по проведению профилактической работы девиантного поведения:

1. Учет возрастных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением. В случае если в дошкольном возрасте не принимать мер по коррекционно-воспитательному влиянию к преодолению отклонений в поведении, то дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не хотят соблюдать школьные требования, не делают учебных заданий, вступают в инциденты с одноклассниками и педагогами, не соблюдают дисциплину, иногда убегают из школы и из дома.

2. Пропаганда среди школьников здорового образа жизни путем различных бесед. Проведение различных конкурсов на тему «Здоровый образ жизни», например конкурса рисунков, спортивных игр.

3. Организация и проведение встреч с врачами, наркологом, работниками ПДН, инспекторами ГИБДД.

4. Коррекция девиантного поведения может осуществляться методом игры, т.е. игротерапии. Существует много различных игр, которые позволяют скорректировать поведение школьников. К ним можно отнести интеллектуальные, психологические и спортивные игры. Такие игры способствуют развитию интеллектуальных, психологических и физических способностей.

5. В коррекции также может помочь открытие клубов, кружков по интересам, ведь всем известно, что много правонарушителей появляется от того, что им нечем заняться. Примером может служить открытие клубов и кружков.

Рекомендации по социально-педагогической работе с семьей по профилактике девиантного поведения:

1. Обучение родителей проявлению чувств родительской любви, внимания, иначе у детей формируется отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими; эмоциональная неустойчивость; отставание или ЗПР и т.д.

2. Специалисту следует обратить внимание на взаимоотношения в семье и провести с ней работу. В первую очередь нужно провести информационно-образовательную работу с родителями. Она должна быть сосредоточена на объяснении влияния отношений между родителями и типа семейного воспитания на развитие отрицательных отклонений в поведении детей и подростков. Формами данной работы могут быть: лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков и др.).

3. Проведение диагностической работы с родителями подростка. Целью данной работы является диагностика семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Диагностическая работа может осуществляться как групповым методом, так и индивидуальным, сообщение результатов диагностики в данном случае осуществляется индивидуально. В данном случае можно использовать: тест-опросник родительского отношения; опросник "Измерение родительских установок и реакций".

4. Коррекционная работа с неполной семьей, которая имеет ребенка с девиантным поведением. Формы такой работы очень разнообразны: групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей); индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей; совместная групповая психотерапия детей и родителей.

5. Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики девиантного поведения. Необходимо наладить взаимосвязь школы и родителей, которая может проявляться в проведение родительских собраний.

6. Внедрение инновационных форм, методов и приемов в профилактику девиантного поведения подростков.

Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:
-сказкотерапия;

-арттерапия (рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

-визуализация;

-психогимнастика;
-игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации);

-моделирование и анализ проблемных ситуаций;

-беседа.

Диагностические методики:

1. Для выяснения уровня развития нравственного сознания применялась методика “Что такое хорошо и что такое плохо” (Н.В.Бордовская, А.А.Реан).

2. Для выявления нравственных ориентаций применялась методика “Что мы ценим в людях?” (Н.Е.Щуркова).

3. Для определения уровня воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте использовалась карта наблюдения (Л.М.Фридман).

4. Для изучения социализированности личности ребенка применялся опрос педагогов класса (Т.А.Марцинковская).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:" Cемья как объект социально – педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

Цель: профилактика семейного неблагополучия, выработка наиболее эффективных методов и приемов работы воспитателя с воспитанниками из неблагополучной семьи....

Проект: « Помогаю, как могу» Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей. среднесрочный Автор: Суздальцева Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Год разработки: 2012- 2013г

Проблема: Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному  труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам....

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательная география» возрастная категория детей 6-7 лет

Необходимость этой образовательной программы вызвана  темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос. Особое значение для развития личности ребенка ...

Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"

     Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...