«Сказкотерапия как средство развития связной речи детей».
консультация
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка»
Консультация учителя – логопеда для родителей на тему:
«Сказкотерапия как средство развития связной речи детей».
Подготовила:
учитель - логопед Тараненко Е.В.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Особенность цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи.
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимики, поз, движений.
По сказкотерапии развитие личности и речи дошкольника осуществляется по следующим направлениям:
1. Активность. От потребности в эмоциональной зарядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность. От ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчество. От подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность. От эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме, слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность. От полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6. Связная речь. От продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Методические приемы.
В системе работы по сказкотерапии выделены 3 этапа работы с дошкольниками.
1. Познавательно-аффективная ориентировка.
Цель: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Игровые приемы: словесная режиссерская игра –данный прием преследует основные задачи:
- воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
- знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
Следующий игровой прием:психогимнастические этюды –использование данного приема позволяет решать 2 задачи:
- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мыщц тела.
- отображать эмоциональные образы в темпоритме.
Игровой прием – ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективный ситуаций.
Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.
Игровые приемы: - словесное комментирование –он решает 2 задачи:
- довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
- подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
- Пантомимические, ритмические и музыкальные загадки.
- Упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности.
Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх – фантазиях по сказкам.
Игровые приемы:
Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказок, при этом главными героями становятся сами дети.
- пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Для старшего дошкольного возраста - фантазирование по музыке (прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие по характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю).
- словесное рисование – обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.
- пантомимические движения на преодоление телесных барьеров.
Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей".
Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказ...
Консультация "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"
В конспекте раскрыта работа по сказкотерапии как одно из средств развития связной речи детей....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Выступление на педагогическом совете...
"Сказкотерапия как средство развития связной речи у детей 4-5 лет"
презентация по теме...
Опыт работы "Сказкотерапия, как средство развития связной речи у детей 4-5 лет"
Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем ...
"Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"
В настоящее время, в условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. Даже если детский сад имеет в штате учителей-логопедов, задача коррекции недостатков ...