Консультация "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"
консультация на тему

В конспекте раскрыта работа по сказкотерапии как одно из средств развития связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Консультация

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

 

 

Разработал:

Воспитатель

Гусарова Н. Е.

Ядрин, 2017

        Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.
Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка — это чудо!

        Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

         Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.

        Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки.

        Диагностические данные детей с ОНР (общим нарушением речи) подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы тесно связаны с речевой функцией.

        Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б.Фесюковой, Л.Д.Коротковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и др.).

Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов:

        Первый этап включает в себя следующие виды работы:

чтение сказки воспитателем;

беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное переживание;

речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);

развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);

арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

Беседа по содержанию сказки.

Инсценирование эпизодов или всей сказки.

Психогимнастика.

Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.

Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).

        Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:

формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

        Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становится интереснее и богаче. В процессе сказкотерапии у ребёнка расширяется представление об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию мыслительных операций дошкольника.

        Чрезвычайно полезно для общего развития детей изготовление кукол-марионеток. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок – Родитель – Педагог». Играя с куклой, ребёнок становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. На этом этапе работы по сказкотерапии большое внимание большое внимание уделяется мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображают животных с помощью движения пальцев.

        Целесообразно проводить сказкотерапевтическое рисование. Это тоже относится к сказкотерапии, потому что в заданиях могут использоваться метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование («Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев») и спонтанное рисование (Рисование объёмными «волшебными» красками. Дети сами изготавливают краски и подбирают цвета по своему желанию.).

        Не менее интересен один из этапов работы по сказкотерапии – психодинамические медитации (это вид медитации, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта). Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных. Этот приём можно использовать и во время проведения утренней зарядки и физминутки. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными и уверенными. Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире.

        Педагог предлагает представить, что все попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Включается музыка и педагог даёт детям различные задания:

- Сейчас мы потанцуем, потому что нам очень весело.

- А теперь мы потанцует так, словно мы грустим.

- А теперь мы на что-то сильно рассердились и злимся……

        В сказкотерапии используется интересный приём – погружение в стихии. Педагог предлагает закончить сказочную историю, в которой дети должны сделать выбор в действиях, дабы не пострадать в чрезвычайной ситуации. Пример. Педагог говорит детям: «Мы с вами сейчас на берегу большой реки. Стоит тёплый солнечный денёк. Вокруг летают бабочки, поют птицы, радуют глаз чудесные ромашки, тихо перешёптываются листочки на берёзке. И вдруг налетела туча, закрыло солнышко, подул сильный ветер, пошёл мелкий дождь…..». Такие упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение у дошкольника. Выполняя задания, дети приобретают умения, которые необходимы для получения навыка самостоятельно сочинять сказки и истории.

        Работа по самостоятельному сочинению сказок и историй требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. При обучению детей рассказыванию можно использовать несколько приёмов.

1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или 1-го лица.

2. Групповое рассказывание сказок.

3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней своего продолжения.

4. Групповое придумывание сказки.

        Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы. Поскольку во время слушания сказок у детей возникают не только радостные образы, но и пугающие, то возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Поэтому дна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами. Детский страх - обычное явление для психического развития ребёнка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребёнок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Гиперопекаемые дети часто испытывают трудности в общении и поведении, выходя из привычной семейной среды. Обычно много страхов у детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Приведённые ниже игры и упражнения снимают страхи и повышают уверенность ребёнка в себе.

         «Расскажи свой страх!» (с 5 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то …..»Затем задаёт вопрос: «А у вас было такое? А кто боится, расскажите!». Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог каждый раз просит поднять руку тех, кому было страшно.

        «Маски» (с 6 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы пластырь, бумага, ножницы, пластырь медицинский. На бумаге рисуются страшные маски, вырезают их, затем каждый участник примеряет на себя любую, остаётся в ней на какое-то время. Можно исполнить «дикие» танцы, побегать в них, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

        Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

        Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

        Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

        Например, направленность сказки «Как коза избушку строила» - равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...