Охрана детского голоса
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Анатольевна Леонович
Презентация использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

выступление на заседании РМО музыкальных руководителей ДОУ Новокубанского района ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА музыкальный руководитель МДОАУ № 11 Леонович О. А. г. Новокубанск январь 2023 г.

Слайд 2

« … Если ребёнка учить правильно петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом…» Варламов А. Е. (русский композитор, певец, педагог, дирижёр)

Слайд 3

СОХРАНИМ ГОЛОС РЕБЁНКА ЗДОРОВЫМ! занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях; выбор песенного репертуара должен осуществляться с учётом диапазона голоса детей дошкольного возраста (недопустимы песни для взрослых); количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы; следите, чтобы дети пели без напряжения; не допускайте крика во время пения; по возможности ограничить пение во время болезни; не разрешайте детям петь на улице в холодную и сырую погоду; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к ЛОР - врачу (фониатру).

Слайд 4

Певческий диапазон голоса детей дошкольного возраста: Возраст детей Диапазон звучания детского голоса 2 - 3 года 3 - 4 года 4 - 5 лет 5 - 6 лет 6 -7 лет ми - ля ре - ля ре - си (до²) (до) ре - до² (до) ре - до² (до²# - ре²)

Слайд 5

Методические приемы обучения пению, наиболее часто используемые мною на музыкальном занятии в детском саду: Пение вслух с изменением динамики звучания Эхо Цепочка Пение с закрытым ртом («м…» с переходом на "а…“ или другой гласный звук) « Хор и дирижер» Пение с т ранспонир ованием мелоди и (распевки ) Пение a 'capella Сольное и подгрупповое пение

Слайд 6

Педагоги, помните! Оберегайте голоса детей от громкого, форсированного звучания. Следите, чтобы они пели и разговаривали без напряжения. Не разрешайте детям петь на улице в холодную и сырую погоду. Не следует поощрять пение детьми песен, написанных для взрослого исполнения!

Слайд 7

Успеха в работе с детьми!



Предварительный просмотр:

Презентация опыта использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками

 ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Слайд 1 -         Пение - важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Как говорил К. Д. Ушинский «В песне есть нечто, воспитывающее душу и, в особенности, чувство».

        Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправиль-ном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани.  Голос звучит в этом случае невыразитель-но, могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

Слайд 2 -         Варламов А.Е., композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

Слайд 3 – Сохраним голос ребёнка здоровым!

Рекомендации для педагогов:

- занятия с  детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;

- выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона голоса детей дошкольного возраста;

- количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной группы (младший возраст 1 - 2, старший 3 - 4);

- следите, чтобы дети пели без напряжения;

- не допускайте крика во время пения;

- по возможности ограничьте пение во время болезни;

- не разрешайте детям петь на улице в холодную и сырую погоду;

- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в

 холодное время года, необходимо несколько «остыть»;

- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно

обращаться к ЛОР - врачу (фониатру).

        Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение - крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить самим и предложить воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не говорили громко в группе. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему.

        Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – необходим репертуар, соответствующий певчес-ким возрастным возможностям детей дошкольного возраста. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с широким  диапазоном и быстрым темпом исполнения, которые они слышат дома по радио, телевизору, на аудио- и видеозаписях в интернете. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.

        

Слайд 4 -        Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

        Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Диапазон детей дошкольного возраста постепенно увеличивается, начиная со звуков «ми - ля» первой октавы в 2-3 года и доходит до октавы к выпуску детей из дошкольного учреждения.

Певческий диапазон голоса детей дошкольного возраста.

Возраст детей

Диапазон звучания голоса

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ми – ля

ре - ля

ре - си (до² )

ре - си (до² )

(до) ре - до² (до²диез - ре²)

        Многие исследователи отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Слайд 5 -        О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали педагоги - практики: Н.А. Метлов, Е.С. Маркова и др. Они предлагали интересные методы и приемы, способствующие формированию певческих навыков: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции, развитию чувства ансамбля. Перечислю некоторые из них, которые я использую в своей работе по обучению дошкольников пению:

● Пение с изменением динамики звучания;

● «Эхо» (тихое – громкое пение);

● «Цепочка» (поочередное пение);

● Пение закрытым ртом звука "м…" с переходом на "а…"  или другой гласный звук;

● «Хор и дирижер»;

● Пение с транспонированием мелодии (попевки);

● Пение a'capella (без музыкального сопровождения);

● Сольное и подгрупповое пение.

        Перечисленные методы и приёмы помогают правильно построить работу по охране детского голоса. Таким образом, осуществляется один из основных принципов работы педагога - «Не навреди»!

Вывод:         Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья, конечно, если они включают в себя постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае эти занятия могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

        В своей работе с родителями и педагогами ДОУ (с помощью индивидуальных бесед и консультаций, выступлений на родительских собраниях) довожу до их сознания представления о важности соблюдения «голосовой гигиены» детей и взрослых.

музыкальный руководитель МДОАУ № 11 г. Новокубанска О. А. Леонович

январь 2023 г.



Предварительный просмотр:

Вам, родители!

Охрана детского голоса

        Известно, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (голосовые связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное), и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправиль-ном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который впоследствии будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания.

        Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение - крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

        Вот несколько советов по бережному отношению к детскому голосу:

- Не разрешайте детям петь на улице в сырую и холодную погоду.

- В детском саду мы учим детей говорить спокойным тоном, без крика – это важно для предохранения их голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения.

- Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, т.к. они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.

        Многие дети поют мелодию недостаточно чисто, иногда «гудят» на одном звуке. Это не всегда зависит от недостаточно развитого музыкального слуха. Иногда это является следствием недостаточно развитого голосового аппарата. Для развития слуха и голоса ребенка полезно читать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным высоким голосом, а не низким, глухим. Хорошо, если дома ребенок поет попевки, потешки, народные мелодии, очень простые, состоящие из 2-3 звуков. Также необходима охрана детского слуха. Пусть в жизни детей будет достаточно тишины! Не следует включать радио надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему ребенка, притупляет слух. Использовать радио и телевидение нужно очень разумно, не перегружая ребенка. Передачи и музыка должны быть доступны ребенку по содержанию.

        Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо научиться правильно владеть этим инструментом и беречь его!

музыкальный руководитель МДОАУ № 11 О. А. Леонович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Охрана детского голоса"

Охрана детского голоса – забота каждого взрослого.       Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...

Охрана детского голоса

Памятка для родителей  о важном средстве  музыкального развитии детей - пении. Советы как правильно нужно учить петь....

"Охрана детского голоса"

Консультация для воспитателей "Охрана детского голоса"...

Охрана детского голоса

Охрана детского голоса, статья. Ребенок не рождается с вокальными мышцами, они формируются лишь к 5-6 годам. поэтому громкое звучание голоса у детей достигается за счет натяжения голосовых связок, име...

Охрана детского голоса

Консультации для родителей...

Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...