Консультация для родителей "Воспитание любви к родному краю"
консультация

Назарова Марина Александровна

1.Воспитание у дошкольников любви к родному краю.

2.Советы родителям «Как правильно воспитывать любовь к родному краю у детей дошкольного возраста»

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._nazarova_m.a.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Воспитание любви к родному краю»

                                                             Подготовила: Воспитатель

                                                                       Назарова Марина Александровна.

                                                                           

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу к своему детскому саду» Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

 Д.С.Лихачев

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.

В чем же актуальность данной темы? В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием.

Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании дошкольников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к Отечеству. Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут: духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к Родине.

 «Как правильно воспитывать любовь к родному краю у детей дошкольного возраста»

Прежде всего, дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, городом, своей страной.

Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, умения приобщаться к культуре родного края.

 Роль родителей в воспитании у ребенка чувства любви к родному краю, имеет очень большое значение. Все, что ребенок получает от самого близкого и родного человека оставляет неизгладимый след в его памяти.

1. Возвращаясь с ребёнком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?»: «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице. Я вижу, что у строящегося дома появился ещё один этаж. А ты что видишь? Ребёнок может заметить, например, что машины убирают улицу; что в сквере идут озеленительные работы; что появились новые скамейки, в них люди могут отдохнуть; что проехала машина скорой помощи, к кому-то спешит врач и т. д. Помогите ребёнку увидеть то, что в воспитательном отношении более важно: труд людей, преобразование облика города и др. Такая игра может иметь много вариантов.

2. Если у ребёнка есть мелкий строительный материал, предложите ему построить такой же дом, что строится на вашей улице. Причем строительство будет вестись параллельно, в настоящем доме появился этаж, в игровом доме после наблюдения тоже появляется этаж.

3. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу городу, стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно покажите результаты вашего труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умение контактировать с другими людьми; что было бы, если бы вы работали плохо.

4. Расскажите о предприятии, на котором вы работаете. Какую продукцию выпускает или добывает, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Подойдите с ребенком к Доске почета вашего предприятия. Покажите, что здесь размещены фотографии лучших работников.

5. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд, много людей трудилось, чтобы сделать эти вещи. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать тебе рубашку.

6. В выходные дни совершите с ребенком прогулку по достопримечательным местам нашего города, рассказывайте ему о памятниках, в честь кого они воздвигнуты, какое событие предшествовало этому. Восхищайтесь красотой родного города, передавайте свои впечатления и эмоции ребёнку.

7. Любовь к своему городу – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к природе родного края важно приучать дошкольника беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Часто в воскресные дни принято с друзьями посидеть на лужайке, отдохнуть, повеселиться. Но вот настало время уходить домой. Не забудьте с ребёнком обойти лужайку, осмотреть ее хозяйским глазом: не осталась ли бумага, банки или другой сор. Ещё раз обратите внимание ребенка на то, что уходя из леса, всегда нужно внимательно осмотреть его. Напомните ребенку, как важно и нужно сохранять, и беречь природу. Будьте для ребёнка только положительным примером.

8. Познакомьте своего ребенка с историей семьи, ее родословной, с бабушками и дедушками, другими родственниками, пусть даже на фотографиях. Чаще рассматривайте семейный альбом – символ времени, ведь воспоминания – это самое дорогое что есть у человека, независимо от того большой он или маленький.

9. Рассказывайте о членах семьи, которые достигли хороших результатов в работе, учебе, защищали в разное время нашу страну от врагов. Показывайте, как вы гордитесь достижениями своих родственников и членов семьи.

10.Сохраняйте в семье обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение – они являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям.

11. Посещайте совместно с членами семьи и ребёнком театры, музеи, концерты, праздничные мероприятия, пусть он видит, как люди чтят память героев войны, героев труда, достижения города, значимые для всей страны

12.Поделитесь с ребенком историей названия своей улицы. Она обязательно есть. Задумайтесь, знает ли ваш ребенок, что дом, в котором мы живем, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять. Посадите дерево возле вашего дома, пусть ребенок знает, что посадил его он, пусть наблюдает, как оно растет, пусть ухаживает за ним. Из заботы о своей семье, подъезде, дворе, вырастает забота о родном городе и в будущем о своей Родине.

 Задача родителей - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодию речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта.

Но подобно любому другому чувству любовь к Родине, обретается самостоятельно и переживается индивидуально, оно создаётся культурой человека, её нравственной глубиной.

Способы реализации привития любви к родному краю

Работа по воспитанию любви к родному краю нравиться не только ребятам, но и воспитателям, родителям. Данная работа очень важна, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок хлеба. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём. И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

Любовь к Отечеству, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

    В нашем детском саду был организован и реализуется долгосрочный детско-взрослый проект с национально-региональным компонентом «Ямал - наш общий дом!» целью которого является воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством ненецкого народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством народов севера; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на севере.

В своей работе мы стараемся познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы; пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям; приобщить к труду, воспитывать уважение к человеку труда; знакомить с историческим прошлым и культурой родного края; воспитать интерес и уважение к обычаям народов Севера.

При организации работы по реализации проекта используются различные формы:

Педагогический коллектив детского сада в своей работе проводит с детьми беседы о родном крае.  Которые развивают умения у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут.

Также проводим Экскурсии по достопримечательностям родного города.

Где дети знакомятся с памятными местами и достопримечательностями, особенностями родной природы, с символикой и с известными людьми города.

- Посещаем с детьми краеведческий музей, музей расширяет и углубляет знания воспитанников об истории родного края; развивает логическое мышление, любознательность, - воспитывает уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города. Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Организовываем экскурсий в дом природы. Дети посещают жилище – чум, знакомятся с национальной одеждой народов Севера, изделиями, игрушками, предметами быта, расширяют знания о культуре и обычаях народов, живущих на Ямале.

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: День оленевода, Рождество, Новый год, Масленица, Вороний День, «День народов Севера».

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность воспитания любви детей к родному краю.

Знакомим детей со считалкой, одной из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки.

Также в работе используем и народные загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними.

     Широкое использование разнообразных видов фольклора: игр, сказок, песен, способствует формированию любви к родному краю. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты народа, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с ними, тем самым мы приобщаем детей к нравственным общечеловеческим ценностям.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных в дошкольном возрасте, она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира. В изобразительной деятельности, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, воспитывается интерес к прошлым и сегодняшним событиям края.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Для реализации воспитания любви к родному краю в детском саду постоянно что-то происходит: проводятся наблюдения, игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами, решаются задачи, проходят викторины, тематические вечера, совершаются новые открытия, реализуется проекты: «Народные промыслы Ямала», «Обычаи и традиции ненецкого народа»,

 «Животный мир Ямала», «Путешествие по улицам родного города» «Уникальные растения Ямала».

Большое место в организации работы по теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Используем игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами, игры- драматизации по сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Через игру, систему занятий, организацию выставок поделок и рисунков нужно дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

В нашем учреждении в каждой группе есть уголки краеведения, где находятся: Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, «Мой город»

Художественная литература: Сказки, рассказы, стихи о родном крае.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года” «Мой родной город Надым».

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Куклы в национальных костюмах.

Флаг, герб и другая символика района, города.

Буклеты «Я люблю тебя Ямал!», «Надым мой любимый город», «Салехард-столица Ямала»,  

Макеты «Жизнь в тундре», «Вечная мерзлота», «Этажи леса» Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

    Таким образом, комплексный подход к воспитанию любви к родному краю, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Заключение

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Мы считаем, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Край свой любить и знать.

Как важно -  не опоздать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...

Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»

«Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Консультация по воспитанию любви к родному краю.

Консультация по воспитанию любви к родному краю....

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...