Развитие логического мышления у старших дошкольников.
консультация (старшая группа)

Шарова Ирина Юрьевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie_starshih_doshkolnikov.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления старших дошкольников.

Сегодняшний день - время информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на свое  логическое  мышление.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логической сферы требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логической сферы следует в дошкольном детстве.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта который направлен на развитие интеллектуальных возможностей детей дошкольного возраста, на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разнообразных видах детской деятельности.

Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, быть способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Развитие всех этих качеств, способствует формированию логической сферы детей дошкольного возраста. Логическое мышление по праву занимает значимое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления.

В разработку основ теории развития логической сферы детей дошкольного возраста большой вклад внесли П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Белошистая, Р.Н. Непомнящая и другие.

Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования детей дошкольного возраста, которой уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак.

В своих работах А.З. Зак подчеркивал, что усложнение и развитие ранней формы мыслительной деятельности ведет к появлению у детей образного мышления, интенсивно развивающегося в период дошкольного детства.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания-создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Ни для кого не секрет, что большим плюсом в развитии ребенка является его сформированная логическая сфера: умение сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенная логическая сфера, как способ познавательной деятельности, необходима для решения широкого круга умственных задач и призвана служить основой интеллекта ребенка.

Усвоению достаточно сложных логических приемов, понятий, их формированию способствует игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. На первый план выходят логико-математические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Логико-математические игры и упражнения направлены на развитие познавательных, исследовательских способностей: умению обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результаты и ход решения задач, обогащать представления о закономерностях объектов, об их зависимостях по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) уровень познавательной активности детей позволяет им быстро включаться в решение проблем. Они — полноправные участники создания обстановки: обсуждают возможные варианты подбора игрушек, изготовление необходимых пособий, предлагают
предметы-заместители. Дети этого возраста тяготеют к созданию сказочной обстановки, уютных уголков, неожиданных превращений, элементов приближения к реальным событиям.

Дети 5—6 лет начинают прогнозировать цепочку необходимых действий и возможный результат, поэтому воспринимают приемы поддержки (совет, вопрос) как связующее звено сюжета. При этом педагогу следует сохранять линию сюжета. Необходимые действия желательно вводить от лица дополнительных персонажей.

Дети способны оценить степень сложности ситуаций, в которых оказываются сказочные персонажи. Предметом детских рассуждений становятся выход из противоречия, преодоление относительности, возможные варианты развертывания событий: «Что было бы, если...», «А если по-другому?», «Есть много вариантов».

Овладевая основными действиями — сравнением по наличию и отсутствию признаков, соотнесением, воссозданием целого из частей, сосчитыванием парами, — дети активно включаются в процесс моделирования, поиск закономерности и последовательности расположения и т. д., используя при этом предметно-схематические модели (циферблат часов, модель недели, года, концентрические круги, пирамиды из кругов и др.). Дети осваивают элементы кодирования, картографии. Они с увлечением отыскивают закономерности.

В подготовительной к школе группе (6—7 лет), как известно, детей интересуют учебные задания, поэтому игровая ситуация становится более краткой, содержит лишь эпизоды, раскрывающие сущность учебно-игрового действия.  

 Детям предоставляется возможность проявить сообразительность, творчество, поиск способа решения исходя из ситуации, не нарушая ее целостности. Из игровой ситуации ребенок извлекает в основном правило, по которому будет действовать. Игровая ситуация насыщена условными предметами, моделями, координатными сетками, таблицами и др.

Дети 6—7 лет усердно выполняют действия в рабочих тетрадях, ориентируясь на достижение непременно положительного результата. Например, в игровой ситуации «Гонки» сначала определяют цвет машины для каждого гонщика, что создает возможность предвидеть результат.  Достижение результата влияет и на исход игровой ситуации.  

Дети 6—7 лет осваивают действия по составлению числовых рядов из цветных счетных палочек Кюизенера, цифр; осуществляют уменьшение и увеличение чисел на 1—2, действия сложения и вычитания; составляют фигуры из частей; практически устанавливают симметрию (справа как слева).

Освоенные действия подводят детей к практическому выполнению и пониманию отношений подобия (соответствия, порядка следования, части и целого).

Чтобы рассуждать, делать выводы, сравнивать и обобщать, необходимо владеть не столько каждой отдельной операцией, сколько общим способом умственной деятельности.

Многочисленные исследования А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Г.И. Минской показывают, что, если детей дошкольного возраста специально обучать, даже непродолжительное время, у них быстро меняется ход мыслительного процесса. Если детей старшего дошкольного возраста учить наблюдать и делать выводы, у них происходят значительные сдвиги в развитии и формировании логических приемов.

Психологи отмечают, что в общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше развивать логические операции. Усвоение логических приемов будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий. Даже после овладения логическим мышлением образное мышление нисколько не теряет своего значения.

      Основной вид деятельности дошкольников – игра. Игра требует от детей активного использования  видовых, родовых понятий, развивает мышлений и речь, активизирует общение детей, развивает способность аргументировать свои утверждения, доводы, делать умозаключения. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребенка. Развивающие способности игры велики.

      Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

          Разновидностью математических игр и задач являются логико-математические игры, задачи, упражнения. Они направлены на  тренировку мышления, развитие логической сферы старших дошкольников. Логические игры и упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт, строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе логико-математических игр и упражнений дети практически учатся сравнивать  математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые старшим дошкольникам логико-математические игры и упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения, проводить простейшие умозаключения, приводить несложные доказательства. Занимательные логические игры и упражнения содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности, а это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса.

      Применение логико-математических игр происходит с использованием наглядности, так как мышление старших дошкольников в основном конкретное, образное. В качестве наглядности применяются: рисунки, чертежи, схемы, краткие условия задач и т. д. Выделение количественной стороны предмета, абстрагирование, нахождение предмета по качественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.

       Логико-математические игры являются ценным средством развития логической сферы детей старшего дошкольного возраста,  активизируют психические процессы, умственную активность детей. Они помогают сделать любой образовательный процесс, материал увлекательным, вызвать у детей глубокое удовлетворение, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Логико-математические игры и упражнения развивают у дошкольников смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывания, суждения, умозаключения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи, найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

Обучающие логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Основными задачами логико-математических игр и упражнений для детей дошкольного возраста являются:

1)развитие у детей логико-математических представлений: представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях: (логико-математические игры и упражнения: «Помоги найти гномику свой домик», «Где больше шаров, рыбок, грибов», «Какое число убежало», «У кого больше игрушек», «Распредели последовательно», «Распредели фигуры по признаку(кам)», кроссворды, загадки и т.д.);

  2)развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение («Чего больше», «Третий лишний», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Распредели животных».

 3)освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания: воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация (логико-математические игры и упражнения: «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Одинаково ли жидкости» и т.д.);

4)развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений: анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация (логико-математические игры и упражнения: «Волшебный круг», Составь целое», «Найди части», «Найди отличия», «Что общего», «Пентамино» и т.д. ;

5)овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления (логико-математические игры и упражнения: «Кто самый высокий», «Расположи в определенной последовательности», Одинаково ли жидкости»,  «Нарисуй предметы, используя соответствующую закономерность» и т.д.);

6)развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач: (загадки-шутки, нестандартные задачи и т.д.)

7)развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка: (логико-математические игры и упражнения: «Выложи последовательно», «Рассеянный художник», «Добавь недостающее», «Объясни последовательность» и т.д.);

8)развитие активности и инициативности детей;

9)воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки: «Заполни клеточки», «Продолжи ряд», Повтори узор», «Расставь фигуры», «Графический диктант» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая математика»

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая  математика»Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие  и формирован...

"Развитие логического мышления у старших дошкольников через развивающие игры"

Стандарт дошкольного образования дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств как, любознательность и активность, способность решать интеллекту...

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Развитие логического мышления у старших дошкольниковПодготовка детей к школе, это одна из ведущих задач в моей работе. А это предполагает развитие словесно-логического мышления. По данной теме я работ...

Консультация для воспитателей «Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников»

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: маши...