Детские сказки дома и в детском саду
статья (младшая группа)

Федорчук Екатерина Александровна

Консультация для родителей и педагогов «Влияние сказки на развитие ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федорчук Екатерина Александровна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 6

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Детские сказки дома и в детском саду»

С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями». Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодии. Часто повторяющиеся фразы ("бабка за дедку, дедка за репку"), простые слава, звукоподражание ("му", "мяу", "ква-ква"), побуждают малыша повторять и запоминать их. Главные герои русских народных сказок - животные, имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка - трусишка, лисичка – сестричка, волчок - серый бочок.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться. Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное и ещё сказка перед сном – это ваше общение со своим ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи своему ребенку.

      Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, гораздо быстрее начинают правильно говорить. К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша.  Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому ребенку, а «Золотое яичко» старшему дошкольнику. И не потому что эти сказки плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребенка. Выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. Для гипервозбудимых детей вряд ли подойдут сказки с быстрым, активным сюжетом – для того, чтобы ребенок не стал неуправляемым, лучше выбрать сказку по-спокойнее.  Если Ваш ребенок очень любит пошалить – пока не стоит читать ему сказки, главным героем которых являются отъявленные хулиганы. Однако, если в той или иной сказке хулиганы достаточно явным образом наказываются – такую сказку, наоборот, нужно прочитать маленькому сорванцу в качестве воспитательного момента. А если Ваш малыш излишне сентиментален – «Серая шейка» или «Дюймовочка» с мертвой ласточкой могут довести его до слез и истерики (даже если все заканчивается хорошо). Кстати, что касается страшных сказок. Страшные сказки, несмотря ни на что, крайне полезны для ребенка – ведь если он будет слышать сказки, описывающие только мир, полный добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным к действительности. Главное здесь – учитывать возраст малыша и уровень страха, который он может выдержать. Вряд ли ребенок испугается «Колобка», несмотря на то, что в конце главного героя съедают. В этом смысле, нужно обязательно учитывать возраст малыша, выбирая сказку для него.                                                                         Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.                                                                                                     Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к ребёнку. Вот некоторые правила, которые делают чтение вслух более увлекательным:                                                      

 

 1.Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.                                                                                  

2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.    

3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.                                                            

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте».                                                                                    

5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.    

 6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.                

7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.      

 8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги.                                                                              

        Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.                                        

Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы К сожалению, в современном обществе наблюдается тенденция снижения интереса к чтению сказок. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем.

В дошкольном образовательном учреждении для чтения литературы выделено специальное время. И это очень правильно! Среди череды занятий, игр можно окунуться в мир сказки. Когда сказка уже хорошо знакома детям, ее можно проиграть! Для детей 3-4 лет, это отличная возможность преодолеть свой страх, стеснение - ведь это игра! Часто в группах создаются уголки Театра. Воспитатели в соответствии с возрастом, планом программы, и конечно интересов детей, наполняют их. Существует множество видов кукольного театра: пальчиковый, би-ба-бо, теневой, на прищепках, деревянный, настольный, театр на ложках и т. д. К решению этого вопроса желательно привлекать родителей. Сделать атрибуты к театру можно например, организовав мастер-класс с родителями и детьми. Это еще одна возможность наладить общение родителей с детьми, с педагогами. Так же, можно пригласить мам и пап на премьеру спектакля, где дети превращаются в животных, надевают маски других людей (например бабки их сказки Репка). Конечно подбирать сказки для театрализации необходимо в соответствии с возможностями актеров.

Что бы прочитанный материал запомнился лучше, его стоит провести через все виды продуктивной деятельности: слепить, нарисовать, выполнить аппликацию, оформить выставку поделок и рисунков. А если подобрать подвижную игру в тему сказки - и поверьте, дети эту сказку не забудут никогда!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное развлечение по сказкам в младшей группе детского сада «Сказка в гостях у детей»

Задачи:— знакомить детей с русской народной сказкой «Репка»;— обращать внимание ребят на выразительность игровых действий в соответствии с заданием;— развивать ловкость, быстроту, желание играть...

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019 Детская сказка "Жила была Сорона"

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019    Детская сказка "Жила была Сорока"...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском садуС самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь ...

Читаем сказки дома и в детском саду

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.Совместное чтение помогает родит...

Детские сказки дома и в детском саду

С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н. Афанась...