Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Распопова Татьяна Владимировна

Дидактические игры и упражнения для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_pam_kons_drod.docx57.47 КБ

Предварительный просмотр:

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память – это познавательный процесс восприятия, запоминания и последующего воспроизведения прошлого опыта.

В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале последующего школьного обучения. За счет многократных повторений дети запоминают необходимый материал.

При работе надо учитывать и те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная).

  1. «Что изменилось»

Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза и сказать, что изменилось.

Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.

Вариант 2. Ребенку поочередно предлагаются таблицы с изображением знакомых предметов и фигур, которые следует запомнить, а затем определить, что изменилось в каждой паре таблиц (рис.7,8).

Рис.7

Рис.8

Вариант 3. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убираются. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.

Во всех вариантах данного задания развивается зрительная память, удержание словесного текста, формируются навыки изобразительной деятельности.

  1. «Модификация методики А.Н.Леонтьева «Опосредованное запоминание»»

В зависимости от возраста детям предлагают разные по количеству наборы слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки.

Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу карточку, которая позволит ему вспомнить слово (например, к слову «дерево» выбирается карточка «ель» и т. п.) (рис.9).

Рис.9

При выполнении данного задания формируется способность ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучение использованию приемов запоминания, таким образом появляются задатки словесно –логической памяти.

  1.  «Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Например, «4, 1, 8 ...»

«3, 2, 8, 5 ...» и т. д.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).

Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобранны произвольно.

Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Например, «6, 1,8»- ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».

«8, 3, 4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3, 8».

Подобная работа может производиться и со словами.

При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховая и кратковременная память, расширяется объем памяти, способность удерживать инструкцию в процессе деятельности.

  1. «Вспомни и покажи»

Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.).

В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М., 2011.– 160 с.
  2. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.:В.Секачев, 2001. – 80 с.,с ил.
  3. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление.800 занимательных задач для детей 6-15 лет.– М.: Издательство «Аркти», 2003.– 143 с.
  4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя  дет.сада / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.:ил.
  5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.: ил.
  6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст.группы). Пособие для воспитателя дет.сада. - М., Просвещение,1982. – 96 с.
  7. ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"

Консультации для родителей "Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста". «Что такое звук, слово, предложение?»...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Развитию логического мышления необходимо уделять должное внимание. Нужно научить детей пользоваться логическим мышлением и воображением. Ведь это пригодится в жизни! Для эффективного развития логическ...

Консультация для родителей: "Игры и упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".

Очень часто родители и педагоги сталкиваются проблемой  и неустойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста. И это действительно актуальная проблема на сегодняшний день, поскольку вни...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры и упражнения  на развитие  внимания у детей старшего дошкольного возраста....