" Су-Джок терапия в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников".
статья (старшая группа)

Маслова Людмила Юрьевна

Данный материал может быть использован для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok_1.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

                                                                                                                                      В. А. Сухомлинский.

         Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

      В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Что же представляет собой этот метод?

     Су-джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.

     На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.

    Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

    Использование массажных шариков "Каштан" в комплекте с двумя металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Задачи Су-джок терапии:

1. Стимулирование речевых областей в коре головного мозга.

2. Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков пространственной ориентации.

3. Снижение двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализация мышечного тонуса.

4. Оздоравливающее воздействие на весь организм.

5. Повышение физической и умственной работоспособности детей.

6. Коррекция произношения, развитие лексико-грамматических категорий.

Полифункциональность Су-Джок стимуляторов в коррекционной работе:

развитие фонематического слуха и восприятия;

коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

развитие звукового и слогового анализа слов;

активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие психических процессов;

развитие цветовосприятия;

развитие пространственно-временных представлений;

закрепление счетных операций.

Главные преимущества использования массажеров Су-Джок:

Безопасность использования;

Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;

Можно использовать много кратно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

Самомассаж может быть включен в любое занятие;

Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;

Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;

Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

 Формы работы с детьми:

Массаж Су-джок шарами(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

***

1, 2, 3, 4, 5!

Буду шарик я катать.

По ладошке прокачу

И ее пощекочу.

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.

Массаж пальцев эластичным кольцом

(дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал,Очень ловок и удал.

Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков (поочередно надевать кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение для автоматизации звука )

На правой руке:

Этот малыш – Илюша, (на большой палец)

Этот малыш – Ванюша, (указательный)

Этот малыш – Алеша, (средний)

Этот малыш – Антоша, (безымянный)

А меньшого малыша

Зовут Мишуткою друзья (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка – Танюша, (на большой палец)

Эта малышка – Ксюша, (указательный)

Эта малышка – Маша, (средний)

Эта малышка – Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец)

Идёт ёжик по дорожке

К своему дружку ужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

День рожденья у ужа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ёжика, стрижа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Ёжик весело бежит.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Пирожок несёт ужу.

Пирожок с черникой

И свежей ежевикой.

***

Ёжик утром проснулся,

Солнышку улыбнулся.

Чистой росой умылся,

Вкусной сушкой подкрепился.

Ес-ес-ес, ес-ес-ес,

Отправился гулять в лес.

В лесу с лисой повстречался.

Лису сильно испугался.

Са-са-са, са-са-са.

Ох, не съела бы лиса.

От испуга свернулся клубком,

Покатился с бугра кувырком.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Покатился скорей от лисы.

Катился, катился

И под кустом притаился.

Посидел, посидел под кустом.

В свою норку пустился бегом.

  Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

                                             Упражнение «Один-много».

Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Назови одним словом» и др.

 Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Использование шариков для слогового анализа слов:

                                     Упражнение «Раздели слова на слоги»

Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе стаканчик, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в стаканчик, синий – под стаканчик; зеленый – около стаканчика. Затем, наоборот, ребенок должен описать действия взрослого.

Неоспоримые достоинства Су-Джок терапии:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения, доступность – для получения результата необходимо проводить стимуляцию биологически активных точек; шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, в результате использования Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм: стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь, координация движений и мелкая моторика, происходит оздоровление организма в целом. Сочетание пальчиковой гимнастики, самомассажа с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности как в детском саду, так и дома.

Су-Джок – это не знахарство и не целительная практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Применение Су-Джок не требует никакого дополнительного оборудования, эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.

Список литературы

Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические игры с мячом. – СПб. Издательский дом «Литера», 2010.

Панина Н.А. Су-Джок терапия. Здоровье доступное каждому. - Москва. РИПОЛ классик, 2013.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.

Использование логико - математических игр в работе с дошкольниками:  игры Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет, игры  голово...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Применение здоровьесберегающей технологии Су-Джок в совместной и самостоятельной деятельности детей раннего возраста»

1 СЛАЙД.  Я,   Милованова Ирина Вячеславовна работаю воспитателем  в МБДОУ детском саду №14.  Профессиональное кредо –«Всю жизнь учись, всю жизнь расти, чтоб ...

Тема: «Су – джок терапия в совместной работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования.  Настоящий федеральный государственный образовательный ...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей»

Цель: распространение педагогического опыта по применению Су – Джок терапии.Задачи:- познакомить с методикой использования Су – Джок терапии;- поделиться личным опытом работы с детьми дошк...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

Коспект семинара на тему «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»...