Родительское собрание "Первые шаги в математику", старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Комарова Татьяна Владимировна

В материале представлена методическая разработка родительского собрания в старшей группе по ознакомлению родителей с развитием математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranimoe.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Первые шаги в математику».

Форма проведения: беседа – диалог воспитателей с родителями детей старшей группы.

Цели: способствовать формированию представлений у родителей о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, поговорить о воспитании детей.

План проведения:

  1. Изучение математики в старшем дошкольном возрасте;
  2. Демонстрация методов обучения детей математике старшего возраста в домашних условиях;
  3. Развитие и ФЭМП к концу года

Большинство взрослых (не являющихся специалистами в области дошкольного обучения) в первую очередь пытаются научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до пятидесяти, до ста, до тысячи, складывает и вычитает числа в пределах двадцати и т.д.

Однако проверка показала, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Часто дети о которых идет речь, не могут определить численность даже небольшой группы конкретных предметов (т.е. не соотносят численные с реальными предметами), не могут решить задачу, если надо действовать с конкретными предметами (например, сложить две и три палочки, находящиеся в левой и правой руках). Такие знания можно сравнить со зданием, построенным над ямой, вырытой для фундамента, но ничем не заполненной.

С чего же начать?

Счет – это лишь одна из сторон математического развития. Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более дошкольника.

В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст более чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо.

В дальнейшем важную роль в развитии математических представлений играет форма и величина предметов. Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов или их частей.

Итак, вначале нужно познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; научить их различать, запоминать названия. Затем показать различные пропорции и варианты геометрических форм и, наконец, научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов.

Например: знакомя с эталонами формы, можно на плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получаются фигурки – человечки, с которыми можно играть.

Знакомство с величиной предметов, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой – является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника.

Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух – трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребенок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.

Например: игра с мячами. Взрослый кладет на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берет маленький мяч и предлагает ребенку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», - говорит малыш. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч под стул и достает от туда мяч, который больше чем у ребенка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются, затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, забирает его мяч и кладет перед ним самый большой, малыш открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребенку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше, а с другой мяч поменьше. Получится ряд: большой, средний, маленький.

Можно играть со зверюшками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю – самую большую мисочку, зверю поменьше – и мисочку поменьше и т.д.

Ребенок так же должен иметь представление о длине, высоте, ширине предметов. Различать параметры величины – задача не простая. Значит надо создавать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость.

Советую придумать увлекательные игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) слишком короткий и не достает до другого берега. Принесите другой мост длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег.

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, - их количестве.

Важно, прежде всего, научить малыша понимать математические представления: больше, меньше, поровну.

Например: взрослый предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» вместе с ребенком он рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку (подкладывание предметов одной группы под предметами другой группы). Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку» (способ накладывания предметов одной группы на предметы другой группы).

В таких играх дети осваивают способ попарного соотнесения двух групп предметов, который и позволяет определять, чего больше, чего меньше, чего поровну.

К концу учебного года ребенок может:

-самостоятельно осуществлять классификацию по одному – двум свойствам, обнаруживать логические связи и отражать их в речи, считать, измерять, решать простые задачи на увеличение, уменьшение.

-проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам.

Итог родительского собрания:

Таким образом, развитие ребенка должно проходить не только в детском саду, но и в семье. Ведь для того чтобы ребенок усвоил знания, полученные им в образовательном учреждении, они должны закрепляться в домашних условиях. Родители должны интересоваться у детей, у воспитателей какие проходили занятия, какова их тема, чтобы помочь своему малышу закрепить полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать» с детьми старшей группы.

В гости к ребятам пришли Ябеда и Задира, которые не знали что такое физкультура, но очень хотели с ней познакомиться. Ребята рассказывали им, как стать спортивными, сильными и ловкими. А также играли ...

календарное планирование по теме«Весна шагает по планете»старшая группа

Старшая  группа тема: «Весна шагает по планете»Программное содержание: 1.             Обобщение знаний детей о весне как времени года, ...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Проект "Первые шаги в математику" младшая группа

Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал....

Конкурс "Первые шаги в математику" старшая группа

Конкурс "Первые шаги в математику" старшая группа...

Конкурс "Первые шаги в математику" Подготовительная группа.

Конкурс "Первые шаги в математику" Подготовительная группа....

Конспект занятия по познавательному развитию (первые шаги в математику) в группе раннего возраста.

Конспект занятия по познавательному развитию (первые шаги в математику) в группе раннего возраста....