Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста
материал

Латифьянова Надежда Фанилевна

Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста 

От состояния речи ребёнка зависит развитие остальных познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, формирование сферы межличностного взаимодействия. Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание от возрастной нормы развития речи у детей до 4 лет.

Нормы развития речи ребенка раннего возраста:

1 год - 1 год 6 месяцев

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к двум годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года 

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица. Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

Рекомендации по развитию речи детей первого года жизни 

С первых часов жизни для младенца важны присутствие мамы, физический и эмоциональный контакт с ней – берите его на руки, склоняйтесь над кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, повышая и понижая голос.

Соблюдайте режим кормления - во время сосания у ребёнка развиваются движения губами и языком, необходимые в дальнейшем для произнесения звуков. Поощряйте произнесение ребёнком любых звуков – улыбайтесь, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребёнка возникает желание общаться с Вами и «играть» при помощи языка и губ, тем самым тренируя свой речевой аппарат. Для ребёнка важно не только слышать обращённую к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребёнка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных громких разговорах взрослых, включенных телевизоре и магнитофоне, его речевое развитие замедляется.

Разнообразьте звуковое окружение ребёнка. Чем оно богаче, тем активнее развиваются восприятие, внимание, потребность в речевой деятельности у малыша.

Важным условием речевого развития ребёнка служит правильность речи окружающих его людей. Чем чаще Вы будете разговаривать с ребёнком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи. При этом обязательно учитывайте его речевые возможности. Поощряйте желание малыша называть предмет вслед за Вами. Только с Вашей помощью он начнёт соотносить окружающие его предметы с правильным словесным обозначением. Тренируйте пальчики ребёнка, массажируйте руки, используйте различные игры, потешки, считалки. Например: «Ладушки» - читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами. Ладушки, ладушки! (Покажите малышу ладони)

Где были? У бабушки. (Хлопайте в ладоши)

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели!

Домой полетели! (Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево) На головку сели. (Опустите их "домиком" на голову)

https://lh4.googleusercontent.com/de6wGlMhuHcv3F4I9rBHkwE1bYHyoF7iUGiZh9uDwB9G9PszFin1b8iA62XvkOqplCTgLtzcGGpRLZRcYguuC94

Например: «Ладушки» - читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами. Ладушки, ладушки! (Покажите малышу ладони)

Где были? У бабушки. (Хлопайте в ладоши)

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели!

Домой полетели! (Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево) На головку сели. (Опустите их "домиком" на голову)

Рекомендации по развитию речи детей второго-третьего годов жизни

Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы Ваша речь была чёткой, грамотной, простой и выразительной.

Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Пусть ребёнок почувствует, что чтение – интересное, занимательное, полезное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием того, что малыш может наблюдать в повседневной жизни.

Рассматривая иллюстрации, задавайте вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Где?», «Что делает?». Подсказывайте при возникновении у него трудностей с ответом.

Обращайте внимание ребёнка на различные объекты, которые издают звуки.

Включайте ребёнка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи, давайте ему полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь.         Совершенствуйте умение ребёнка понимать смысл обращённой к нему речи не только в определённой ситуации, но и вне её. Обсуждайте с ним то, что Вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные её моменты.

Развивайте у ребёнка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.

Поощряйте употребление ребёнком различных интонаций.

Понаблюдайте за жестами ребёнка. Если он использует много жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи.         Оценивайте речевые способности ребёнка не в сравнении его со сверстниками, а сравнивайте число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. При отсутствии положительной динамики необходима помощь специалистов.

Хвалите малыша, это будет стимулировать его к усвоению нового.

Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трёх лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции – ежедневно играйте с ними в пальчиковые игры, массажируйте ручки и пальчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

консультация для родителей, для индивидуальных занятий с детьми...

Рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего возраста

материал содержит полезную информацию о развитии речи у детей раннего возраста...

Практические рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста

  В настоящее время проблема развития речи у детей раннего возраста стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки задержки развития речи. Скомпенсировать отставание...

Буклет "Практические рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста"

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. К этому времени нормой считается, если ребенок использует в активной речи 10-15 слов. В буклете представлены приемы акти...

Рекомендация "Практические советы родителям по развитию речи детей раннего возраста"

Практические рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста, их представлении об окружающем...