Воспитание и обучение дошкольников на основе «детского дизайна».
статья

Шепелева Таисия Николаевна

Комфортный дизайн интерьера с использованием детских работ-это увлекательное занятие для всей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание и обучение дошкольников на основе «детского дизайна».

Составитель: Т. Н. Шепелева - воспитатель ВВК, МБДОУ «ЦРР-детский сад №123», г. Воронеж.

Дети охотно всегда чем-то занимаются.

   Это полезно, а потому не только не

 следует этому мешать, но нужно

 принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать

В.А.Сухомлинский.

Наши дети живут в эпоху информационных систем. Гаджеты и глобальная система интернет все более сильнее завоевывает детский ум. Воображение, фантазия, творческая инициатива сходит на «ноль».  Родители и психологи бьют тревогу - у детей наблюдается деградация к окружающему миру; в детском сознании стираются грани между добром и злом, причем зло становится более привлекательным и красивым, а вот эстетическая красота окружающего мира - безобразной.

 Художественно - эстетическое развитие дошкольников выходит первостепенной задачей в решении сложившейся ситуации. Во – первых - это наиболее благоприятный период. Во -  вторых - художественно - эстетическое развитие дает возможность педагогам расширять свои знания и вводить их работу по формированию у детей эстетического и художественного отношения к миру. Педагог постоянно в поиске новых направлений своего педагогического мастерства. И на помощь ему приходят нетрадиционные техники изобразительного и прикладного творчества, а если таковые можно и соединить вместе, то это грандиозная победа.

Ученые доказали, что у ребенка врождёнными являются не сами способности, а способности к их развитию. Из этого можно сделать вывод, что необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, а именно дошкольников. Создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта - задача педагога в современном образовательном процессе. И интегрированные занятия через применение методик и форм дизайн - культуры в этом плане является способом познания мира ребенка.

В искусстве дизайна присутствуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, с помощью которых может быть достигнута смысловая выразительность.

Что же такое «дизайн», «детский дизайн»? Слово «дизайн» с английского языка design - проектирование, конструирование, деятельность, связанная с конструированием объектов, предметов интерьера. «Детский дизайн» - совместный труд воспитанников и педагогов. В процессе такой деятельности на первый план ставится «внутреннее видение» ребенка, создающего свои собственные идеи. Чем раньше ребенок погружается в дизайн (одна из самых новомодных профессий), тем скорее начнёт созидать, проектировать свой собственный мир, построенный его воображением и руками.

Дизайн - деятельность ребенка сходна с рукоделием, поэтому ее можно назвать дизайн - рукоделием, конечный продукт которого могут быть использованы ребенком сразу же - в играх и в быту, а также в художественном оформлении групповых, игровых, приемных комнат в детском саду. Правильно продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс, развивает художественный вкус ребенка, способствует бережному отношению детей к игрушкам, побуждает их после завершения убрать все на место.

Много знаний, таланта, умения отдают взрослые детям, приобщая их к ручному труду, а именно дизайну. Изделия детей и педагогов, выполненные со вкусом и аккуратно оформленные, имеют большую педагогическую ценность. Объединяя богатый и разнообразный мир художественно-декоративного творчества и игры с обучением, педагог приобретает возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребенка, учебных задач; формирует представления о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира в процессе познавательной и игровой деятельности; способствует развитию любопытства и любознательности у детей младшего дошкольного возраста.

Педагог знакомит воспитанников с самыми доступными подручными материалами, прежде всего с бумагой (картоном) разных сортов. Практически они осваивают сорта бумаги разной фактуры: рисовальная, чертежная, ватман, гофрированная, копировальная, калька, оберточная и др.; её плотность, цвет и окраску. На занятиях развивается творческая самодостаточность ребенка, осуществляется подготовка к более увлекательным и смелым поискам в детском дизайне. Следующий этап работы - освоение более сложных способов работы: разрывание, разрезание, выгибание, склеивание, скручивание. Индивидуальные или совместные работы, такие коллажи, бумажная мозаика, техника «квиллинг» уже давно стали элементами декора помещений ДОУ квартир самих воспитанников.

Батик – еще одно из направлений детского дизайна. Какую радость испытывает ребенок, видя, как краски преображают ткань во что-то очень необычное и волшебное для него. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Задействуется воображение и фантазия, дошкольник через создание картины или носового платочка учится создавать в воображении образ на заданную тему, видоизменять и преобразовывать привычные, знакомые предметы в новое.

Еще одно из очень интересных сторон дизайна - искусство создания объемных и рельефных изделий из теста которые используются, как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Это искусство называется – тестопластика. Дети привыкли лепить из пластилина, знакомясь с новым видом материала лепки поначалу настораживаются. Но через некоторое время они свыкаются и находят в этом несомненные достоинства.

Сочетая эти способы между собой, а также с применением рисования различных видов техник, моделированием и конструированием, используя природный материал, дети создают забавные игрушки, сувениры, детали костюмов и декораций к развлечениям и праздникам. Из уже использованных иллюстраций журналов, газет, календарей, они могут выполнять плоскостные и объёмные композиции. Для детского - дизайна характерно стремление к созданию не столько декоративно-оформительской или дидактической предметной среды, сколько игровой или сюжетной. Так, детям дошкольного возраста предоставляется возможность максимально реализовывать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для театра, сувениры и подарки для своих близких.

Положительная динамика работы дизайн-проекта во многом зависит от взаимодействия с родителями.  Поэтому очень важно, чтобы ребенок, привнося свой опыт в семью получал от родителей одобрение и положительные эмоции. Это необходимо для соблюдения последовательности в обучении, которое предусматривает усложнение заданий, а также возможности дошкольника верить в свои силы. Диалог между родителями и ребёнком позитивно влияет на семейные взаимоотношения, а взаимодействие педагога с семьями воспитанников дает положительные результаты в расширении представлений о красоте окружающего мира; дает возможность к более качественному сотрудничеству педагога с семьей воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников» на тему: «Речевое развитие дошкольников»

ЭССЕ«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»на тему: «Речевое развитие дошкольников»...

Статья «Как подружиться с детским садиком?», объем 4 страницы в журнале «Воспитание и обучение дошкольников» 3/2018, «Народное образование»

Надо помнить, что адаптация очень сложный и отвественный процесс в жизни малыша. Если ребенку понравится в детском саду, он и дальше будет ходить всегда с удовольствием. Чтобы этот процесс прошел для ...

Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с элементами детского дизайна "Город мастеров"

Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с элементами детского дизайна. Гатаулина Н.И.Емельянова Н.Н.воспитатели «МБДОУ Ровень...

Детский фольклор в воспитании и обучении дошкольников

Детский фольклор в воспитании и обучении дошкольников...