Консультация «Летом играем и речь развиваем!»
материал

Ястребова Ирина Геннадьевна

Вот и наступило долгожданное лето! Уже тепло. Можно подолгу гулять. Игры с песком, мячом, кукольными колясками, катание на велосипедах, на качелях – все это благодатный повод для разговоров с малышами, для расширения словаря, для формирования детских высказываний. Часто на прогулку дети берут машинки, самолетики. Можно этим воспользоваться и поиграть в игру «Кем я буду? Воспользовавшись моментом знакомим их с тем, как двигается этот транспорт – едет, летает, плывет, с понятием высоко - низко, далеко – близко, быстро – медленно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_letom_igraem_rech_razvivaem.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад  Чайка»

Консультация «Летом играем и речь развиваем!»

Подготовила и провела воспитатель:

Ястребова И.Г.

2019г.

Вот и наступило долгожданное лето! Уже тепло. Можно подолгу гулять. Игры с песком, мячом, кукольными колясками, катание на велосипедах, на качелях – все это благодатный повод для разговоров с малышами, для расширения словаря, для формирования детских высказываний. Часто на прогулку дети берут машинки, самолетики. Можно этим воспользоваться и поиграть в игру «Кем я буду? Воспользовавшись моментом знакомим их с тем, как двигается этот транспорт – едет, летает, плывет, с понятием высоко - низко, далеко – близко, быстро – медленно. А также познакомить с профессиями на транспорте. Спросить у например, у Толика – у тебя в руках самолет, а кто управляет самолетом? (пилот, значит ты сегодня – пилот. А как летает самолет, гудит? (ребенок изображает) Где летает самолет? таким образом можно обговорить и другие виды транспорта. Лучше всего игру нужно сопровождать действиями. Пусть машинист даст сигнал - гудок «у- у – у» и отправляется в путь. Покажите, как надо притоптывать ножками и ритмически проговаривать «та – та – та, ударение на первом слоге, а потом прокатитесь на машине, слегка покачиваясь, изобразите движение парохода. Подчеркивайте, что машина едет быстро, уехала далеко, далеко, а волны качают кораблик вверх- вниз. А в дождливую погоду можно прочитать детям стихотворение и заодно, закрепить знания. Все малыши очень любят играть. Очень хотят они кем – нибудь стать. У Саши новенький есть самолет. Он летчик отправиться скоро в полет. Антон – машинист, его паровоз По рельсам бежит, пассажиров повез. У Толика катер. Он смелый моряк. Плывет по волнам – развивается флаг. У Вани зеленый большой грузовик. Стоять в гараже грузовик не привык. Шофер по дороге едет вперед. Все, что вам нужно, он привезет. Скорее игрушки свои доставай И весело вместе с нами играй! Играя в песочнице, познакомьте малышей со следующими словами, чтобы их смысл для него стал понятен: сухой – мокрый, (песок, сухой сыпется, из мокрого лепим угощение (пирожное, пирожки, куличики). Провести с детьми беседу, какие у нас формочки? Какие получились прянички? У нас какой совочек, формочка? Для кого будем печь пирожки? Как нужно накладывать песок; плотно, прихлопывать, постукивать. В ведерки нужно положить много песка, а в формочки – мало. Напеките много разного и приглашайте угощаться всех желающих (папу, маму, бабушку, старших, героев из мультиков). Постоянно ведите диалог. Что вы хотите попробовать? Вот вкусное пирожное с желтым цветочком, вот пряник- рыбка, съешьте его. Дадим мишке кусок, собаке, кукле. Угощайтесь, пожалуйста, кушайте на здоровье! Можно зачитать детям стихотворение «Очень- очень вкусный пирог» Д.Хармс Я захотел устроить бал И я гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый пирог. Пирог, ножи и вилки тут. Но что-то гости не идут. Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек откусил. Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту съел. Когда же гости подошли, То даже крошки не нашли. Лето для многих – это походы в лес за грибами и ягодами. Рассмотрите с детьми съедобные и несъедобные ягоды, грибы. Чем отличаются, как и где растут? Поиграйте в игру «Съедобное, не съедобное». А как радует малышей грибной дождь! Еще его называют «Слепой дождь» Попробуйте вместе с детьми найти объяснение этому названию. Что такое дождь грибной? Расскажите, он какой? Это дождь стучит в оконце, Ну а в небе светит солнце! Принимают душ цветы И деревья и кусты. А потом в лесу, где елки Растопырили иголки, Где березки и дубы, Появляются грибы! Как хорошо летом разглядывать пушистые облака. Можно поиграть в игру, «Какие видишь облака?» А они часто бывают причудливой формы и напоминают нам то рыбку, то слона с хоботом, то зубастого крокодила, то чудовище. Развивайте у малышей воображение, умение придумывать и любоваться красотой природы! Игры с движениями не только веселят малышей, но и учат их согласовывать движения со словами, развивают слуховое внимание. Игра «Гуси» Гуси белые, гуси серые, Вы плывите ко мне По чистой воде (дети вытягивают шею, покачиваются на широко расставленных ногах) Гуси шеи вытянули, Лапы красные растопырили, носы раскрывают. (дети отвечают и машут руками) «Га – га – га! Не хотим мы к вам плыть, Нам и здесь хорошо. Будем по бережку гулять, Будем травку щипать!» Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые детям слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить их понятно выговаривать. Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для детей, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь, постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас. Обязательно играйте! Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как: - «Четвёртый лишний»; - «Чего не стало?»; - «Что поменялось местами?»; - «Что изменилось?»; «Подбери пару»; - «Кому что подходит?»; - «Назови ласково»; - «Преврати в огромное»; - «Подбери пять признаков»; - «Угадай, о чём я говорю» и т.д. Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи: - «Скажи наоборот» (большой – маленький); - «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб); - «Действие» (что делает?); - «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего; - «Птицы и животные» (дикие и домашние). И их детеныши (мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок); - «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди); - «Назови ласково» (птица – птичка, дерево – деревце); - «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под; - «Словообразование» (напр.: стол из стекла – какой? – стеклянный). Играем, развивая фонематические процессы: - «Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.); - «Где спрятался звук» (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - «Назови первый (последний) звук в слове»; - «Ищем звук [Л]» в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ; - «Какой первый звук? Гласный или согласный?»; - «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?); -«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?». Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем-красивую речь развиваем!»

Консультация для родителей дошкольников по развитию речи...

Летом играем и речь развиваем

Консультация для педагогов "Летом играем и речь развиваем"...

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!»

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой гордости.Дети 5-6 лет – почти асы в прои...

Летом играем и речь развиваем

        Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки...

«Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!» Консультация для родителей.

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей егогармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод длявеликой гордости....