Статья "Маршрут выходного дня как эффективный способ взаимодействия с семьей"
статья

Сальникова Оксана Владимировна

В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями на примере «Маршрута выходного дня». Раскрывается структура  подготовки и проведения данного мероприятия, указывается значение и важность описанной формы работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_vyhodnogo_dnya.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ – КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ.

 Сальникова О.В., воспитатель                                                                                              

 Частное дошкольное образовательное учреждение                                                                        «Детский сад №233 ОАО «РЖД», г.Улан-Удэ

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями на примере «Маршрута выходного дня». Раскрывается структура  подготовки и проведения данного мероприятия, указывается значение и важность описанной формы работы.

Ключевые слова. Взаимодействие, семья, современная форма, маршрут.

Среди принципов дошкольного образования, которые отражены во ФГОС ДО, есть принцип сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, где родители – полноправные участники педагогических отношений.  

В современном мире система дошкольного образования становится более прозрачной, открытой, а педагогический процесс - свободным, гибким, подвижным. Как показала практика, любая совместная деятельность, родителей и педагогов эффективна. Семья и детский сад – два общественных института, каждый из которых дает ребенку социальный опыт. Поэтому педагог должен создать такое единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, чтобы родители были не только равноправными участниками образовательного процесса, но и союзниками в воспитании полноценной личности [1; с.20]. Учитывая все выше сказанное, в своей работе стараюсь ориентироваться на сотрудничество, взаимодействие и установление партнерских, доверительных и уважительных отношений с семьями воспитанников.

В настоящее время современным родителям, после тяжёлой рабочей недели всё меньше остаётся времени в выходные дни для своих детей. Родители забывают о пользе свежего воздуха и двигательной активности для организма ребёнка, отдавая предпочтение играм в гаджетах. Однако, научно доказано, что для благоприятного и успешного физического развития дошкольника, на свежем воздухе он должен находиться от 4 до 6 часов в день, а в активном движении проводить не менее одного часа, не считая интервалы для отдыха. К сожалению родители зачастую забывают об этом, особенно в зимний период.

Кроме этого, из опыта работы видно, что современным родителям не интересны такие наглядно-информационные формы взаимодействия как, папки-передвижки, стендовая информация, они их просто не читают. Так как большую часть своего времени они проводят в интернете. Именно там они находят нужную информацию и ответы на вопросы по воспитанию своего ребенка. Казалось бы, теперь они знают все и даже больше. Но, они не учитывают одного – самого главного, шаблонность и обобщенность информации. Любую информацию нужно «просеивать», как через сито, и по крупицам собирать для своего ребенка.

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и наконец активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, а также поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях?

Размышляя над этим вопросом пришла к выводу, что стоит задуматься о наиболее эффективных и современных формах взаимодействия детского сада и семьи, которые будут интересны и познавательны современным родителям. И такой формой оказался «Маршрут выходного дня». На мой взгляд – это очень интересная, эффективная и продуктивная форма взаимодействия, так как позволяет показать родителям, как можно организовать культурно-познавательный досуг ребенка в выходной день, а также помогает сплотить родительский коллектив.

«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.

Мы свою работу начали в старшей группе. Сначала провели анкетирование родителей на предмет заинтересованности в совместных выходах. Затем выбрали инициативную группу родителей для помощи в подготовке и организации. На родительском собрании родители обменялись мнениями и пожеланиями, какие места   им хотелось бы посетить вместе с детьми. С учетом этого был составлен план мероприятий «Маршрут выходного дня». Тематика зависела от комплексно-тематического планирования, времени года, погодных условий и выбора места или объекта для маршрута. За два года (старшая и подготовительная группа) у нас прошли следующие «Маршруты выходного дня»: «Этнографический музей народов Забайкалья» (экскурсионное и с проведением соревнований на территории музея), «Краски осени» (посещение веревочного парка, база отдыха «Салют»), «Красота зимнего Байкала» (выезд на озеро Байкал, турбаза Байкальский прибой), «В гости к страусам» (выезд на ферму), «Самая красивое село России» (выезд в село Десятниково Тарбагатайского района), «Я хочу пожарным стать, пусть меня научат» (экскурсия с практическими возможностями в Пожарно-спасательную часть №1).    

При организации «Маршрута выходного дня» мы решали следующие задачи:

  • Обеспечить физическое и эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье.
  • Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
  • Вовлечь родителей в развивающий процесс ДОУ

Организуя «Маршрут выходного дня» мы следовали такому алгоритму:

  • Составление анкеты для родителей.
  • Сбор сведений о месте посещения.
  • Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения.
  • Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
  • Знакомство детей и родителей с техникой безопасности во время совместной прогулки.  
  • Документальное оформление.                  

Результатом проведения «Маршрута выходного дня» является - обогащение знаний и практического опыта детей и родителей, через их совместную деятельность, обогащение РППС группы материалами регионального содержания: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями и фильмами о природе и достопримечательностях родного края.

После каждого «Маршрута выходного дня», мы проводили обратную связь, через такие формы работы с детьми:

  • «Утренний круг» в группе - в понедельник после проведения совместной прогулки, дети обменивались своими впечатлениями, показывали и рассматривали фотографии;
  • «Мини-сообщения» - выступления детей о месте посещения и своих впечатлениях;
  • «Мой выходной день» - оформление результатов посещения в виде фотоотчетов, выставок, презентаций, стенгазет, буклетов, вернисажей рисунков.

Ниже представлен конспект такого маршрута, который мы провели в рамках тематической недели «Животные жарких стран».

Тема маршрута выходного дня: «В гости к страусам».  

Возрастная группа: старшая  

Место расположения: Тарбагатайский район, с. Верхний Саянтуй

Цель маршрута: способствовать углублению и обобщению знаний детей о страусах, познакомить с особенностями их жизнедеятельности и повадками; увидеть величину яиц страуса; расширить представления детей об обитателях фермы (еноты, кролики, павлины и курочки различных пород); дать возможность прокатиться на ослике; воспитывать доброе бережное отношение к объектам живой природы.

Продолжительность: 4 часа

Передвижение: автобус, пешая прогулка.

Количество человек: 52

Категория: дети, взрослые (педагоги, родители, гид)

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Счастливый день» Пляцковский М.С., сказка «Про страусов» Оля Сома, «Сказка почемучка: почему страус летать не умеет?» Тамара Крюкова; рассматривание фото, книг энциклопедического содержания, поиск информации о внешнем виде, питании, повадках и интересные факты о страусах в интернете.

Подготовка документации:

- список детей с указанием даты рождения

- список родителей и педагогов

-  регистрация списков в ГИБДД  

Оборудование для выезда: аптечка, термосы с чаем, вода, одноразовая посуда, влажные салфетки, перекус, головные уборы, средства защиты от насекомых.  

Возможности: увидеть, потрогать, сравнить.

Ход:

  1. Сбор на территории детского сада
  2. посадка в автобус
  3. рассказ экскурсовода о жизни страусов, их питании, размножении, особенностях (в автобусе)
  4. приезд на ферму
  5. правила безопасного поведения на территории фермы
  6. рассматривание страусов, обучение практическим навыкам по кормлению страусов, рассматривание яиц
  7. знакомство с другими жителями фермы
  8. катание на ослике
  9. перекус (в специально оборудованном месте)
  10.  подъем на возвышенность для рассматривания панорамы местности и спуск к автобусам
  11.  посадка в автобусы
  12.  обратная дорога до детского сада

Результат от поездки оправдал все ожидания. Она была познавательной и интересной не только для детей, но и для взрослых (родителей и педагогов). Все смогли увидеть настоящих страусов, потрогать и покормить их, понаблюдать за их передвижением и повадками. Дети убедились в том, что у страуса, действительно два пальца, а яйцо больше куриного, почти, в 10 раз. Родителям было интересно не меньше, они вместе с детьми кормили, рассматривали и наблюдали. По дороге в детский сад они вместе с детьми делились впечатлениями от увиденного и рассказывали о том, кто им больше понравился. По результатам поездки в группе была организована фотовыставка.

Таким образом, использование «Маршрута выходного дня» является современной и эффективной формой по взаимодействию с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса, что соответствует принципам ФГОС ДО [2; с.20] У детей формируется положительное отношение к окружающему миру, они активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют любознательность, учатся задавать вопросы и находить ответы. Происходит укрепление детско-родительских отношений и активизируется желание родителей на предстоящую совместную досуговую деятельность с детьми в кругу семьи, дальнейшее сотрудничество с детским садом.  

Литература:

  1. Коломийченко Л.В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3 -7 лет. / М.: ТЦ Сфера, 2013. 128с.
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. 209-228 с.
  3. Носов Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей./ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 80с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маршрут выходного дня" как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ

В настоящее время усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития дошкольников. В связи с этим педагогами ДОУ ведется постоянный поиск наиболее эффек...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: "Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»      Методическая разработкаСеминар-практикум для педагогов ДО...

Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи "

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценност...

Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи.

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности педагога. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем це...

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...

Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективное средство взаимодействия с родителями воспитанников»

Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективноесредство взаимодействия с родителями воспитанников» Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимоде...