«Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
материал
«Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki_pri_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Калинка»
«Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
Выполнила учитель-логопед:
Фролова Е.В.
Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы языка, губ. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали сильными, подвижными. А зачем нам тренировать язык? Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для других мышц, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику следует выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Итак, цель проведения артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. (Фомичева М.Ф..1989).
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки. Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины. Упражнения выполняются от простых к сложным. Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.
Если у ребенка не получается сразу упражнение проделайте его вместе с ним. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
Методы и принципы коррекционного воздействия при организации проведения артикуляционной гимнастики:
- метод комплексного воздействия - основной метод подразумевающий опору на тактильные ощущения, визуальные образы и т.д.;
- метод наглядной демонстрации производимых движений на моделях, рисунках, фигурах ручной пластики;
- игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности – «Сказка для язычка»;
- практический метод подражательно-исполнительских упражнений.
Принципы:
- принцип наглядности;
- принцип опоры на сохранные элементы движений;
- принцип определения зоны ближайшего развития;
- принцип организации от простого к сложному:
В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно качество их выполнения.
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.
Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....
Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп и родителям....
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.
Что же такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготав...
Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звук...
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
Консультация для педагогов ДОУ...