Конспект мастер - класса для родителей и детей "Знакомство с профессией вулканолог".
занимательные факты (старшая группа)

Коцубей Наталья Николаевна

Познакомить детей с  вулканами,  а также с людьми,  изучающими горы, вулканологами. Вовлечь родителей в работу родительского клуба по теме "Ранняя профориентация дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вулканологи - кто они?24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №16 г. БЕСЛАНА»

ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА РСО - АЛАНИЯ

Провела воспитатель:

Коцубей Наталья Николаевна

2023 г.

Цель: Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения. Познакомить детей с профессией взрослого – вулканолог.
  Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
-  формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
- формировать умение правильного обращения с химическими веществами;
Развивающие:
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

 - в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
-  развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Коммуникация
4. Безопасность
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
Активизация словаря: лава, пемза, магма.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: глобус, плакат «Строение вулкана», макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», тропинка с препятствиями, видео «Природа вулканов», вода, моющее средство для посуды, гуашь красного цвета,  лимонная кислота, столовая ложка, графин, 5 стаканов.
Предварительная работа.
Изготовление макетов гор вулканического происхождения.
Ход занятия:
 1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня у меня отличное настроение, я хочу, чтобы оно и вам передалось. Я предлагаю вам встать в круг.
– Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: “Привет! ”
Солнцу: “Привет! ”
Гостям всем: “Привет! ”
Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
2. Основная часть
1. Кто скажет, как называется   республика, в которой  мы живем? ( Северная Осетия)
2. А в каком городе мы живем? ( Беслан)
3. В какой стране мы живем? (Россия)
4. А вы знаете, что Россия, самая большая страна в мире. Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется. Земля. А мы можем увидеть всю землю целиком? (Нет). - Почему? (Она очень большая).
-Чтобы увидеть всю землю целиком люди создали макет планеты Земля. И я принесла вам сегодня такой макет. Кто знает, как он называется? (Глобус) .
Наш глобус раскрашен разными цветами. Давайте вспомним, что изображено синим цветом? (моря, океаны, реки).
-  А зеленым, желтым, коричневым. (Суша, пустыни, горы).
-  Ребята, а что же такое горы? (Это высокие холмы).

- А у нас в республике есть горы? (Да)

  - Ребята,  отгадайте загадку?
«Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
- Правильно, мы с вами поговорим про вулканы.
- Как вы думаете, что такое вулкан? ( Вулкан – это гора, с отверстием на вершине).
-  Ребята, посмотрите, на плакат с изображением вулкана. Какой формы вулкан, на что он похож? ( Похож на пирамиду, конус).
-  Правильно, вулкан конусообразной формы.
-  А на какую геометрическую фигуру похожа эта огнедышащая гора? ( На конус, на треугольник.)
- А что извергает вулкан? ( Из вулкана выливается раскаленная лава, камни, пепел…)
-  Обратите внимание на верхнюю часть вулкана. Как называется вершина горы, из которой извергается вулкан?
( Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.)
-  А на что он похож? ( Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.)
-  Ребята, а что внутри вулкана? ( это магма.)
-  А как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? ( Лава).
-  А почему внутри магма, а когда выходит наружу - лава?
( Потому что магма, это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни -лава.)
-  Как вы думаете опасно, людям жить рядом с такой горой?
(Да, людям страшно жить рядом с горой, может произойти извержение вулкана)
- Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия  произошла в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея, никому спастись не удалось в этом городе.   Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи».
 - Ребята,   а есть люди, которые занимаются изучением вулканов. Их  называют вулканологами. (повторите)

 Презентация о вулканологах.

Воспитатель: Но вулканический огонь не только таит опасность для человекано и приносит пользу. Люди не зря с древнейших времен, несмотря на опасность извержений, селились рядом с вулканами. Почва вблизи вулкана очень плодородна, (Слайд с поселением у вулкана), а горячие источники, которые называются гейзеры (слайд с гейзером), часто бьют рядом с вулканами, обладают целебными свойствами. Чтобы вовремя оповестить людей о надвигающейся опасности, учёные вулканологи научились предсказывать извержения и предупреждать об этом людей, которые живут рядом с вулканом. (Слайд с вулканологом).

Вулканолог – это очень опасная, но нужная профессия. А люди этой профессии – настоящие герои своего дела. Они готовы лезть в самое жерло огненной горы, изучать ее ядовитые испарения и пепел (Слайд вулканологи берут пробу пепла), брать пробы лавы при помощи специального оборудования. (Слайд вулканологи берут пробу лавы).

Изучать вулканы очень сложно, наблюдение за ними иногда ведется круглосуточно. Во время извержения они следят за направлением выброса пепла, сообщают данные направления в метеослужбу и авиадиспетчерам, потому, что если пепел попадет в двигатели самолета в большом количестве, они остановятся, и произойдет крушение самолета, и погибнут люди, а так же пепел может налипнуть на лобовое стекло и лишить пилотов обзора.

Изучение действующих вулканов связано с большим риском. Ведь работать приходится в окружении раскаленной лавы и удушливых газов и чтобы уменьшить опасность, вулканологи пользуются специальным защитным снаряжением. Они носят теплоизолирующую одежду и обувь, которую покрывают слоем алюминия или другого металла, отражающего теплоту. На голову одевают специальные защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы и газовые маски. (Слайд с костюмом вулканолога)

Хотя извержение вулкана и очень опасное природное явление, но люди научились жить рядом с вулканом, чтобы не навредить себе и своему здоровью. И в этом им, конечно же, помогают вулканологи.


-  В настоящее время ученым-вулканологам удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.
- Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ, поэтому почва вокруг них очень плодородная) .
- А еще, из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.
-  Ребята, вы, наверное, устали, предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Вулкан».
Вулканы начали «вулканить»      (присесть, постепенно подъём)
Из жерла лаву извергать.          (на носочки, руки поднять вверх)
По склонам лава потекла            (потянуться, сделать
И землю сильно обожгла.               несколько встряхиваний)
Спустя века закашлял злой             (расслабленными кистями рук,
Вулкан и пеплом и золой.                   опустить руки вниз) .
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!         (руки на пояс, поднимаем их вверх,
Как, грозен он сейчас на вид!            с одновременным сжиманием и раз -
                                                                  жиманием пальцев рук в кулак – 2 раза) .
Но вот он начал уставать -                 (медленное опускание рук с одновремен-
Огонь в нём начал угасать.                     ным приседанием вниз) .
Последний раз огнём дохнул              (сидя в приседе, долгий сильный выдох.
                                                                    дышат как драконы – извергают огонь) .
И на десятки лет заснул.                     (складывают руки под щёку и «засыпают,
                                                                                   спят») .
Воспитатель: А сейчас вспомним, какие бывают вулканы.
( действующие, уснувшие и потухшие).
Воспитатель: перед вами лежат разрезные картинки вулканов, вам нужно их собрать и назвать вид вулкана.
1. Действующие - это которые извергают лаву.
2. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
3. Потухшие - не извергающие лаву.
Воспитатель: Интересно! Хотите попасть в лабораторию и проделать опыт: извержение вулкана?   Для этого нам надо пойти  в лабораторию. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартучки! Давайте все это наденем. Мы с вами в настоящей лаборатории и поэтому должны соблюдать технику безопасности. Итак, главное правило, какое? (В лаборатории нельзя трогать вещества и пробовать на вкус).
- Почему? (Потому что мы не знаем, что это такое).
Итак, на наших столах макеты спящих вулканов. Давайте попробуем их разбудить.  

! Важно добавлять ингредиенты в следующем порядке: сода, средство для мытья посуды, краситель, вода, лимонная кислота!
1. Из синего стакана насыпаем 5 ложек вещества (это сода) .
2. Из желтого стакана насыпаем 2 ложки вещества (это лимонная кислота) .
3. Из зеленого стакана добавляем 10 капель красной краски.
 - Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь, лава. (Дети наблюдают извержение вулкана)
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели опыт, который назвали как? («Извержение вулкана»).
Вывод: Когда сода и лимонная кислота смешивается, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
- Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? (Ответы детей)

Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!

 Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.
  

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей групп старшего дошкольного возраста по теме: «Оздоровительный самомассаж»

Проведение комплекса закаливающих процедурУважаемые родители! Сегодня мы с вами проведем комплекс закаливающих процедур после сна, которые способствуют укреплению здоровья, повышению сопротивляе...

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....

Конспект мастер-класса для детей дошкольного возраста: "Театральная профессия - АРТИСТ". Для участия в межрайонном фестивале «Наши общие возможности, наши общие достижения»

Конспект мастер-класса для детей дошкольного возраста: "Театральная профессия - АРТИСТ".Для участия  в межрайонном фестивале«Наши общие возможности, наши общие достижения»...

Конспект Мастер- класса на конкурс "Искусство быть в профессии"

Конспект мастер- класса, который я показывала на 2 этапе конкурса "Искусство быть в профессии"...

Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет «Часы. Мастерим сами».

Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет«Часы. Мастерим сами»....

Мастер-класс для родителей: квест-игра «Мир профессий»

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и полицейским, поваром и строителем, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о буд...