Консультация для воспитателей "Роль художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников"
консультация

Мохова Галина Васильевна

Консультация для воспитателей"Роль художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников"

Воспитатель:Мохова Г.В.

Проведено:20.10.2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_hudozhestvennoy_literatury.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  ДОУ

« Роль художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников»

 

Подготовила воспитатель:

Мохова Галина Васильевна

Проведено:20.10.2022г.

Цель:

- Сформировать у педагогов знания о значении художественной литературы в воспитании эмоциональной и нравственной культуры дошкольников;

- Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного творчества в работе с детьми;

- Создание условий предметно- развивающей среды для развития детей дошкольного возраста в образовательной области «Чтение художественной литературы».

 

                              

Художественная литература - неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной и нравственной культуры дошкольников. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально- самобытное видение окружающего мира и отношения к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем. В круг детского чтения должны входить произведения классической, современной русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой, дидактической направленности. Особо стоит подчеркнуть роль народного эпоса, фольклора- являющегося хранилищем народной мудрости, традиций.

Эмоциональная культура - системное образование, включающее в себя развитое образное мировидение, представления художественно- образной направленности, освоенные личностью ценностные категории, находящие отражение в разных видах деятельности, поведении, оценочных суждениях, отношении к миру, проявлениях эмоциональной отзывчивости.

Совершенствование эмоциональной культуры детей в процессе ознакомления с художественной литературой заключается, прежде всего, в обогащении детей образами. Образ- это многоаспектное явление. Эмоционально развивающая сила образа заключается в том, что он не копируется детским сознанием, а преобразуется в нем, видоизменяется, приобретая новую жизнь. Непосредственное восприятие художественных произведений пробуждает эмоциональные впечатления, побуждает ребенка к фантазированию.

Эмоциональные образы - это образы, сотворенные самим ребенком на основе чувствования, вживания, перевоплощения. Важно помнить, что детские эмоции вызывает не само произведение, а те картины, яркие образы, что воссозданы педагогом в сознании, воображении детей. Детей отличает особая наглядность и живость восприятия, иными словами, эмоциональная непосредственность. Эмоциональная непосредственность служит основным каналом, через который дети постигают содержание, идейный смысл произведения. Благодаря эмоциям образы произведений принимают для ребенка характер чувственной достоверности и находят отражение в их душевной жизни. Отсюда наивная вера в реальное существование вымышленных персонажей. Ребенок помнит то, что окрашено сильным чувством, поэтому не случайно образы художественных произведений продолжают жить в детских рисунках, поделках, играх- драматизациях. Дошкольники воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому важное место следует отвести качеству подачи текста, выразительности чтения, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературных текстов, а не через рассуждения, анализ литературных текстов дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов. Выбор способа преподнесения художественного произведения зависит от идейного замысла, формы, способов его художественного воплощения.

Различные варианты применения метода эмоционально- сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений.

1.  Перед восприятием художественного текста создать эмоционально- насыщенную атмосферу. Например, в начале чтения произведений о Родине послушать запись, передающую звуки родной природы (пение птиц, шум дождя), походить по шуршащим осенним листьям или мягкой теплой траве.

2. Применение в процессе чтения художественного произведения актуализацию эмоциональных переживаний. Например, во время чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина можно предложить детям изобразить руками различное состояние моря , «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари- дать возможность вдохнуть запахи, связанные с той или иной профессией.

3. Этот метод можно применить после прочтения художественного произведения. Например, можно предложить изобразить движениями способы передвижения сказочного героя; подобрать цвет одежды, отвечающий настроению персонажа. Выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста.

Поддержке и развитию живого интереса к художественному произведению способствуют беседы. В процессе их проведения целесообразно применять приемы и педагогические средства, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей.

- создавать игровые ситуации, направленные на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей;

- создавать проблемные ситуации, побуждающие к называнию эмоциональных состояний героев, способов изменения негативного настроения героев;

- использовать наглядный материал (иллюстрации, серии картин), способствующий переводу словесного материала в зрительные образы, позволяющий развивать представления о персонажах в единстве их душевных внутренних переживаний и внешних экспрессивных проявлений.

Незаменимым средством обогащения эмоционального опыта детей выступают театрализованные игры (игры - драматизации и игры- инсценировки), содержательную основу которых составляют тексты литературных произведений.

Дошкольное детство - важный и во многом определяющий период эмоционального развития детей, обогащения их эмоциональной культуры. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио  - и  видеокниги. Вытеснение книг из жизни ребенка, формальное отношение к художественному слову означают, что мимо податливой души ребенка пройдет уникальная возможность образного мировосприятия, искренне волнение за любимого героя, постижение ценностей через переживание и сопереживание литературным персонажам.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы «нравственного урока» не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, находить в нем мораль.

 

Используя художественную литературу как средство воспитания нравственных норм поведения, необходимо обращать внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Вследствие небольшого жизненного опыта ребенок не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому необходимо проведение этической беседы о прочитанном. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов- это мешает осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Совсем необязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и содержали глубокую мысль.

Критерии отбора книг для чтения:

- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокий художественный уровень;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, их жизненный опыт);

- занимательность сюжета.

 

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. С чего начинается первое знакомство ребенка с художественным словом?

- малые фольклорные формы (младший дошкольный возраст)

- дополняются произведения с «нравственным уроком» (средний возраст)

- используются для прочтения близкие по содержанию художественные произведения, как бы дети становятся на место героя.

 

 

Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы.

I. центр «Мир книги». 

Основные требования:

1. Рациональное размещение в группе.

2. Соответствие возрасту, теме периода.

3. Соответствие интересам детей.

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность.

Содержание центра книги:

а) Детская художественная литература:

- во- первых, та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии, не по одному экземпляру;

- во-вторых , та, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр;

- в-третьих, любимые книги детей, которые читаются по желанию детей с продолжением;

б) Иллюстративный материал:

- иллюстрации, которые прошли через НОД и все виды деятельности детей; еженедельно иллюстрации обновляются;

- иллюстрации, касающиеся профессиональной деятельности людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картинки «Ребенок в данном времени года;

- предметные картинки- по каждой тематике по 2-3;

- размер картинок и фотоиллюстраций- от половины альбомного листа до альбомного листа;

- все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами НОД «ФЦКМ».

В младшей группе воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

- знакомит с центром книги (устройством, назначением);

- приучает рассматривать книги и картинки только там;

- сообщает правила:

* брать чистыми руками;

* перелистывать осторожно за верхний левый угол страницы;

* не рвать;

* не мять;

* не использовать для игр;

* всегда класть книгу на место.

В книжной витрине младшей группы:

3-4 книги (у воспитателя в запасе дополнительные экземпляры этих же книг). Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать, то и у других возникает желание получить такую же книгу.

Помещают издания:

Знакомые;

 С яркими  крупными иллюстрациями;

Небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы;

Необходимо иметь  иллюстрации русских народных сказок.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки, узнавать героев, побуждает вспомнить и пересказать отдельные эпизоды.

В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. В средней группе уже выставляются 4-5 книг разных авторов на определенную тему. В конце года выставляются портреты писателей и поэтов, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.

В старшей и подготовительной группе содержание становится более разносторонним за счет жанрового многообразия. Можно помещать одновременно 10-12 книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы детей?

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, необходимо поместить 2-3 книги сказочных произведений. Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в центре книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с ее сегодняшней жизнью. Ребенка- дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому в центре книги должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, о растениях. Также должны находиться издания произведений и портреты писателей, с которыми в данное время знакомят детей в НОД. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Кроме того, можно помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома. Кроме книг, в центре книги старшего дошкольного возраста должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные альбомы для рассматривания. Это может быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы и альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года. А также альбомы с детскими рассказами. Необходимо устраивать тематические выставки книг.

II. Тематические выставки, посвященные творчеству писателей.

III. Беседы по ознакомлению с биографиями писателей.

IV. Книжкина больница.

V. Книги- самоделки.

VI. Семейные библиотеки.

VII. Празднование именин произведений (создать календарь «книжкины именины» представлены книги, которые отмечают свой юбилей. «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак- 91 год).

 

 

Назовите методы ознакомления детей с художественной литературой?

Словесный:

- чтение произведений;

- вопросы по содержанию;

- пересказ произведения;

- заучивание наизусть;

- беседа по произведению;

- прослушивание грамм- и аудиозаписей.

Практический:

- элементы инсценировки;

- игры- драматизации;

- дидактические игры;

- театрализованные игры;

Наглядный:

- показ иллюстраций;

- элементы инсценировки;

- движения пальцами, руками;

- схемы;

- просмотр видео- диафильмов;

- оформление выставок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...

Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».

Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....

Консультация для педагогов "Художественная литература, как средство развития грамматически правильной речи дошкольников"

В консультации описаны положительные моменты использования художественной литературы с дошкольниками«Литература служит представительницей умственной жизни народа». Н. А. Некрасов...

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...