Консультация для педагогов "Художественная литература, как средство развития грамматически правильной речи дошкольников"
консультация по логопедии

Молостова Татьяна Анатольевна

В консультации описаны положительные моменты использования художественной литературы с дошкольниками

«Литература служит представительницей умственной жизни народа». Н. А. Некрасов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов тему:

«Художественная литература как средство развития грамматически правильной речи дошкольников»

«Литература служит представительницей умственной жизни народа».

Н. А. Некрасов

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития грамматически правильной речи дошкольниками исследуется в трудах: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития грамматически правильной речи, обусловлено рядом причин:

  • во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно;
  • во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены;

- в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование грамматически правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и

ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны:

  • выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»;
  • язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена;
  • лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого;
  • легкие и прозрачные стихи А.С.Пушкина и А. А. Фета;

-образный язык маленьких описаний К.Д.Ушинского;

  • простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова.

Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на формирование основ грамматически правильной речи.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития грамматически правильной речи должна строиться по принципам:

  • целенаправленности;
  • индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал);
  • последовательности;
  • наглядности;
  • доступности (возраст, уровень подготовки детей);
  • нравственности;
  • интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).

Для        достижения        цели        по        развитию        грамматически        правильной        речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

  • воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;
  • пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;
  • воспитания умения слушать произведение и анализировать;
  • развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
  • развитие эмоциональной сферы ребёнка;
  • умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;
  • контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка.

Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с  содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста.

Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.

Дети  знают  портрет  писателя  (поэта)  и  должны   знать,   что   он   написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в  тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Введение же ФГОС ДО позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой. Ведь основная цель государственного стандарта дошкольного образования - интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Выстраивая систему работы по развитию грамматически правильной речи дошкольников посредством художественной литературы, необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия.

Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений, а также правильно организованная работа, определяют возможность эффективного и плодотворного развития грамматически правильной речи дошкольников, способствуют пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делают  речь  ребёнка  более  выразительной,  яркой   и   эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию грамматически правильной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств изодеятельности в формировании грамматической правильной речи дошкольников с ОНР

система работы включает концепцию деятельности, научный аппарат, инновационные подходы в проведении занятий...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Главное,...

Консультация для родителей Роль родителей в развитии грамматически правильной речи ребёнка

Роль родителя в формировании речи ребёнка одна из главнейших. Самые первые слова, которые произносит ребёнок – это «мама», «папа». И именно  мамы и папы учат произно...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...