Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста
консультация

Поповская Светлана Ивановна

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающих. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста

 Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающих. Эта мечта вполне может сбыться, только родителям нужно приложить достаточно усилий, всегда помнить: каким бы ни был малыш, для родителей он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе не только наши гены, но и частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим счастья для своих малышей, хотим видеть их веселыми, здоровыми, успешно идущими по жизни.

 С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.

 Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что – то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать ему определенные условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей. То есть вы не просто сидите рядом с ребенком и бдите, вы общаетесь, вы вместе пользуетесь игрушками, вы разговариваете с малышом и добиваетесь от него ответной реакции на свои слова и действия.

 От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его речь.

 Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому родители обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.

 В трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности у вас, дорогие родители, есть помощники. Это книги, которые читаете вы вашим детям, книги в которых даются самые разнообразные советы и рекомендации на все случаи жизни. Многие литературные произведения остаются верными спутниками ребенка на протяжении всего периода детства. Это, произведения А. Барто, К.Чуковского, С. Михалкова, С.Маршака. Что может сравниться с прелестью детских сказок!

Детская книга традиционно рассматривается педагогами как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

 Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности. Она будит мысль дошкольника, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дети начинают видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замеченные ими качества, воспринимают предметы и явления в их внутренней связи.

 Содержание художественного произведения расширяет кругозор маленького читателя, выводит его опыт за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах и тд.

 Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, а так же выражая отношение автора к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют дошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Они помогают формировать умение давать нравственные оценки, оказывают влияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, рассматривать иллюстрации, слушать чтение взрослого. С появлением интереса к картинкам начинает возникать интерес к тексту. При соответствующей работе уже на третьем году жизни можно вызвать у малыша интерес к судьбе героя повествования, заставить его следить за ходом событий и переживать новые для него чувства.

 Сила впечатления, получаемого ребенком при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития его эстетического восприятия, т.е. от способности воспринимать художественное произведение в неразрывном единстве его содержания и формы.

Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще является слушателем. «Детское чтение» подразделяется на опосредованное, самостоятельное, чтение – сотворчество.

 При опосредованном чтении ведущая роль принадлежит чтецу, т. е взрослому (родителю или воспитателю), ребенок выступает в роли слушателя. Это дает взрослому следующие возможности:

 - контролировать процесс чтения (соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным);

 - ярко и выразительно подавать материал;

 - следить за реакцией слушателя;

 Чтение вслух – задача не из легких. Текст  требуется не просто механически произносить, но и обыгрывать, создавать голосом образы героев произведения. Часто просьба ребенка «что – нибудь почитать» воспринимается как назойливая и скучная обязанность. Чтобы чтение стало радостью, важен настрой не только малышей, но и взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающ...

Консультация для родителей на тему: "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

В вашей семье появился новый человек. И важен каждый день, каждый час. Шаг за шагом ребенок осваивает все новые и новые горизонты, поднимается на следующие ступеньки. Давайте поможем ему на этом пути....

Консультация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые...

"Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Консультация для родителей "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста...